10.03.2010 00:00
Экономика

Российский лотерейный бизнес готов заработать для строительства олимпийских объектов около 20 миллиардов рублей

Российский лотерейный бизнес готов заработать для строительства олимпийских объектов около 20 миллиардов рублей
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №48 (5127)
Читать на сайте RG.RU

Лотерейный бизнес России ждет своего звездного часа. До лета министерство финансов планирует объявить конкурс на оператора "Олимпийской" лотереи. Она пройдет в преддверии Игр 2014 года в Сочи. И должна стартовать в нашей стране уже в конце 2010 года.

Этот срок установил Международный олимпийский комитет. По предварительным оценкам, затраты на организацию лотереи составят около 6 миллиардов рублей. Бизнес готов взять на себя эти расходы, но при условии, что федеральный закон "О лотереях" будут внесены поправки. Цель - сделать этот рынок прозрачным, пресечь возможность проведения азартных игр под видом розыгрышей. И минфин уже подготовил необходимый законопроект. Правда, пока бизнес не все в нем устраивает.

О том, что собой представляет лотерейный рынок, насколько он развит, востребован в России и в каких корректировках нуждается, "РГ" рассказал президент Союза операторов и организаторов лотерейной отрасли, генеральный директор компании "Русское лото" Элмурод Расулмухамедов.

Российская газета: Элмурод, какие, на ваш взгляд, ключевые проблемы лотерейного рынка?

Элмурод Расулмухамедов: Достаточно низкое доверие населения. Размытое нестабильное законодательство и очень большое количество безответственных, непрофессиональных организаторов лотерей.

Федеральная налоговая служба выдала более 700 лицензий. Получить их сейчас могут любые юридические лица, которым захотелось освоить новую нишу. А потом пожалуйста - приходите в типографию, заказывайте миллион билетов по 50 копеек. Вы потратите на это 500 тысяч рублей и продадите билеты, например, по 100 рублей. Таким образом, соберете с рынка 100 миллионов рублей. Положите их в карман и спокойно исчезнете, обманув миллион человек. Такие прецеденты, увы, есть. И заранее проконтролировать такую схему весьма сложно. Кроме того, в России сегодня несколько сотен бестиражных лотерей. Часть из них работает, большинство - нет. В силу разных причин организаторы могут их бросить без всяких негативных последствий для себя.

В рамках своего некоммерческого объединения, которое включает 28 компаний, мы пытаемся бороться с криминализацией лотерейного бизнеса. На "входе" внимательно "фильтруем" новых участников объединения, резервируем средства на отдельных счетах под призовой фонд лотерей. Но весь рынок мы объять не можем. Первичным фильтром должен быть тот госорган, который выдает лицензии.

РГ: И какие ваши предложения?

Расулмухамедов: Одно из них - ужесточить условия получения лицензий. Стоимость активов лотерейных компаний должна быть достаточно большая.

РГ: В поправках к Закону "О лотереях", которые подготовил минфин, такая мера предусмотрена?

Расулмухамедов: Насколько мне известно, нет.

РГ: Какие плюсы в поправках вы считаете наиболее актуальными для развития рынка и какие в них есть минусы?

Расулмухамедов: Что касается плюсов поправок, то это, безусловно, вывод из сферы действия Закона "О лотереях" так называемых стимулирующих псевдолотерей. Сегодня многие подпольные игровые клубы работают под прикрытием "стимулирующих" лотерей, имидж всего лотерейного рынка от данного явления сильно пострадал, но в прилагаемых поправках понятие "стимулирующие лотереи" выведено из закона. Нам все равно, каким законодательством они будут регулироваться, главное, чтобы это регулирование было жестким.

Но нерешенными остались более масштабные проблемы. Новые поправки не отвечают современным мировым тенденциям и могут отбросить развитие всего лотерейного рынка на много лет назад.

Минфин предлагает ввести госрегистрацию оборудования и терминалов, чтобы лотереи не превращались в залы игровых автоматов. Кстати, сейчас по закону лотерейным терминалом называется любое устройство, связанное с реализацией билетов. Если вам продадут лотерейный билет, например, на сдачу в магазине и учет о его продаже будет проведен через кассу, то формально кассовый аппарат тоже будет считаться лотерейным терминалом. И что, он тоже должен будет пройти госрегистрацию? Понятия "лотерейный терминал" и "игровой автомат" находятся на грани. И четкий ответ на то, как отличить лотерейный терминал от игрового автомата, может дать только технический регламент. Пока его нет. А это значит, что игорный бизнес под видом лотерейного продолжит свое существование, несмотря на поправки минфина, которые должны были структурировать лотерейный рынок и защитить нас в том числе от нелегального лотерейного и игорного рынка.

РГ: Но первая же проверка "прикроет эту лавочку".

Расулмухамедов: Не факт. Проверяющий милиционер придет в зал игровых автоматов и владельцы покажут ему лицензию на лотерею. И все! Формально приличия соблюдены. Однако проверить нюансы неспециалист просто не в состоянии. Так что минфин просто консервирует сложившуюся ситуацию. Кроме того, обновленный закон должен стимулировать организаторов лотерей расширять свой бизнес, защищать их инвестиции. Пока о таких поправках нам ничего не известно.

РГ: Каким в идеале вы видите российский лотерейный бизнес?

Расулмухамедов: Программа-максимум - возродить сеть распространения лотерей, которой во времена СССР славилась всенародно любимая игра "Спортлото". Именно она по большому счету профинансировала Олимпиаду-80 в Москве. И по многим параметрам попала в Книгу рекордов Гиннесса. По всей стране работали тысячи киосков. Кстати, говорят, родители Владимира Путина выиграли в лотерею "Запорожец", о чем премьер вспоминает до сих пор.

Для того чтобы восстановить такую сеть, а главное, имидж лотерей, нужно, чтобы население знало, на какие цели идут отчисления от игры. Сегодня наша компания "Русское лото" развивает большой лотерейный проект с разветвленной системой распространения, новыми технологиями на 60 тысяч рабочих мест, из которых порядка 30 процентов будут отданы инвалидам. Все это может стать базой для "Олимпийской" лотереи. И от этого выиграет не только бизнес, но и государство, общество.

Одной из наиболее эффективных в Европе считается Национальная лотерея Великобритании, которая ежегодно приносит в госказну и бюджеты благотворительных организаций более 4,1 миллиарда долларов. Сейчас она получила госзаказ - собрать 2,2 миллиарда фунтов стерлингов и помочь Олимпийскому комитету сделать Игры-2012 в Лондоне самыми успешными в истории.

РГ: В России ситуация другая. Ежегодная выручка всего лотерейного рынка в среднем 9 миллиардов рублей.

Расулмухамедов: Тем не менее потенциальная емкость российского лотерейного рынка примерно 60-90 миллиардов рублей в год. Сегодня в мире он самый "неокученный". Испанец тратит 120 долларов в год на лотерею, потому что с 50-х годов прошлого века это стало национальной традицией. Там бабушки дарят внукам лотерейные билеты на праздники. Россияне же в среднем тратят на лотерейные билеты 100 рублей в год.

Но мы готовы вступить в конкурентную борьбу за "Олимпийскую". Для этого несколько крупных операторов могут объединиться и создать консорциум.

РГ: Как это может выглядеть на практике?

Расулмухамедов: Государство предоставит оператору лицензию на проведение лотереи. Все риски возлагаются на оператора этой лицензии, который производит инвестиции, запускает лотерею, соответствующую требованиям олимпийского движения. И берет на себя оплату роялти олимпийским организациям за использование символики. А часть выручки направляет на олимпийское строительство.

РГ: Какой планируется призовой фонд?

Расулмухамедов: Если мы будем участвовать в олимпийской лотерее, призовой фонд будет стандартным: в тиражной лотерее порядка 50 процентов, а в бестиражной около 60 процентов. Не менее 10 процентов согласно федеральному закону пойдет государству, чтобы оно строило олимпийские объекты. Это, повторю, условный расчет. Реальные точные суммы пока назвать трудно.

РГ: Достаточно ли семи лет, на которые выдается лицензия, чтобы отбить первоначальные инвестиции в "Олимпийскую" лотерею - 6 миллиардов рублей?

Расулмухамедов: Нет, конечно. Логичным было бы использовать опыт других стран, когда на такого рода лотереи, требующие серьезных инвестиций, лицензии дают не менее чем на 10 лет.

РГ: Готовы ли простые россияне загореться идеей лотерей?

Расулмухамедов: Тысячам простых граждан, которые все-таки выигрывают, лотереи приносят доход, порой весьма весомый. В России сегодня в лотерею "Русское лото" играют примерно миллион человек. В возрасте от 40 лет и старше. Кстати, в основном женщины. А сама воскресная игра "Русское лото" стала семейной.

РГ: А куда идут целевые отчисления компании "Русское лото" от этой игры?

Расулмухамедов: 10 процентов выручки от продажи билетов "Русское лото" направляются в Фонд поддержки инвалидов "Единая страна", созданный при организационном участии партии "Единая Россия", в Фонд поддержки авторского фильма и в Москомспорт на поддержку спортивных программ. Помощь на социальные программы регионов оказывается через региональные фонды. Часть денег направляется на поддержку и создание рабочих мест для инвалидов.

РГ: Сколько, по-вашему, может приблизительно принести "Олимпийская" лотерея денег в казну?

Расулмухамедов: Приблизительно? От 15 до 20 миллиардов рублей.

Крупные компании