10.03.2010 00:40
Экономика

Контроль над ценами дочерних компаний поможет наполнить бюджеты регионов и федеральную казну

Контроль над ценами дочерних компаний поможет наполнить бюджеты регионов и федеральную казну
Текст:  Юрий Васильев (председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам)
Российская газета - Федеральный выпуск: №48 (5127)
Читать на сайте RG.RU

Предпринимателей, которые манипулируют ценами при заключении сделок со своими "дочками" или при работе с офшорами и уходят благодаря этому от налогов, обложат серьезными штрафами. А региональные бюджеты уже в следующем году могут получить серьезную прибавку.

Такую возможность дадут поправки в Налоговый кодекс, посвященные контролю над так называемыми трансфертными ценами. Законопроект уже принят Госдумой в первом чтении, в весеннюю сессию его планируется рассмотреть во втором чтении. А вступить в силу он сможет со следующего года.

Трансфертными считаются цены, которые так называемые взаимозависимые компании (материнские, дочерние и офшорные) применяют при продаже товаров или услуг друг другу. При этом они торгуют между собой по ценам ниже рыночных, а затем реализуют товар конечным потребителям уже по нормальной рыночной цене. Эта тема особенно актуальна для вертикально интегрированных компаний в нефтегазовой и отчасти в металлургической отрасли.

Такие схемы бизнес зачастую использует, чтобы снизить платежи по налогу на прибыль. Например, если компания, реализующая товар, пользуется теми или иными налоговыми льготами, то снижается общая налоговая нагрузка на холдинг. Либо налоги платятся по месту регистрации холдинговой компании, а не в регионе, где реально развернуто производство. Не секрет, что многие губернаторы уже обращались в правительство по этому поводу и сетовали, что регионы из-за подобных действий теряют доходы. Если же сделка заключается с компанией, зарегистрированной в офшоре, то прибыль и вовсе выводится из страны. В результате этих "маневров" казна страны недополучает миллионы рублей.

Проблема в том, что в действующем законодательстве взаимная зависимость компаний и само определение нерыночной цены прописаны недостаточно четко.

В новом законопроекте в перечень взаимозависимых предлагается включить не только "дочек" головной компании, но и "сестер", то есть компании, имеющие общих учредителей. Также в него попадут все предприятия с госучастием, когда доля государства составляет не менее 20 процентов. На внешнем рынке отслеживаться будут сделки с товарами биржевой торговли (например - нефтью, металлами, зерном), а также любые сделки, если одна из компаний зарегистрирована в офшоре. По всем этим операциям налогоплательщик должен будет представлять информацию налоговым органам.

Впрочем, на предприятия малого и среднего бизнеса контроль распространяться не будет - речь идет только о тех компаниях, где сумма подобных сделок за год превышает 1 миллиард рублей. Кроме того, из перечня исключены бартерные сделки и сделки с колебанием цены в течение продолжительного периода времени.

Планируется, что будет определен интервал рыночных цен, который должен соблюдать тот или иной налогоплательщик. Изменится и качество проверок. Сегодня заняться расследованием на предмет трансфертного ценообразования может практически любой линейный инспектор. Новый законопроект устанавливает иной порядок. В центральном аппарате налоговой службы планируется создать специальное структурное подразделение, которое будет заниматься этими вопросами. В него войдут специально подготовленные юристы и экономисты, которые будут принимать обоснованные решения. Подобные "спецподразделения" существуют во многих государствах, и это связано со сложностью темы. Ведь, как правило, речь идет о больших суммах и о сложных спорах по таким очень важным вещам, как распределение активов, обязанностей и рисков между взаимозависимыми лицами или участниками группы компаний.

Предполагается, что обоснованность цены по сделкам, попадающим под контроль налоговиков, предприниматели смогут по шести методикам, которые выберут сами. Основной - это метод сопоставимых рыночных цен. Но он может использоваться только в том случае, если на рынке было не менее четырех сделок по продаже идентичных товаров или услуг, и они совершены не взаимозависимыми компаниями. Если же подобную информацию компания собрать не сумеет, она вправе использовать другие методы. Планируется также, что крупнейшие налогоплательщики смогут заключать с налоговыми органами соглашение о ценообразовании. В нем может быть заранее прописана методика, которую использует компания при определении цены. Такие соглашения можно будет заключать на срок до трех лет с последующим продлением еще на два года. Но при этом налогоплательщик должен будет заплатить государственную пошлину.

Недоплаченные налоги бизнес должен будет сполна внести в казну. Штраф за нарушение может составить 40 процентов от суммы недоплаты. Эти меры, на мой взгляд, не выглядят драконовскими, они не сильно отличаются от штрафов, действующих в других странах. К тому же штрафные санкции будут применяться только в том случае, если у компании нет документов, обосновывающих трансфертное ценообразование. Если же обосновывающие документы представлены, но налоговые органы предъявляют претензии, речь может идти только о доплате налогов и пени, но без штрафных санкций.

Кроме того, обсуждается введение переходного периода, в течение которого не будут применяться штрафные санкции по закону о трансфертном ценообразовании. На этом предложении настаивает бизнес. Предполагается, что переходный период может занять два года. Еще один важный вопрос, который поднимает бизнес - введение института консолидированного налогоплательщика. Предполагается, что компании-члены такой группы (например, холдинга) смогут суммировать прибыль и убытки и уже по такому результату платить налог. Соответственно, у бизнеса снизятся стимулы к применению трансфертных цен, и они могут быть освобождены от контроля. В проекте закона о трансфертном ценообразовании такая возможность предусматривается. Все спорные моменты мы рассчитываем снять во время второго чтения.

Тем временем

Первой страной, которая приняла специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США. Это было сделано еще в 1960-е годы. В 1995 году было принято Руководство о трансфертном ценообразовании, положения которого учитываются в законодательстве различных стран мира. При этом в Канаде штраф за неуплату налогов по трансфертным ценам составляет 10 процентов от общей суммы, в Польше - 50, в Австралии - от 10 до 100 процентов, в Бразилии - до 100 процентов, в Аргентине он может доходить до 1000 процентов.

Налоги