11.03.2010 00:30
В мире

Минский и Тутаевский моторные заводы согласовали программу совместных действий

Моторостроители двух стран вернули к жизни перспективный проект
Текст:  Владимир Яковлев (Минск - Ярославль)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №9 (445)
Читать на сайте RG.RU

Минский и Тутаевский моторные заводы согласовали программу совместных действий на нынешний год. Ее суть - в более полном использовании больших потенциальных возможностей восьмицилиндрового дизельного двигателя Д-280. Фактически речь идет о новом, более высоком этапе многолетнего сотрудничества.

"СОЮЗ" с самого начала совместного проекта в 2008 году следит за его развитием, однако, думается, сейчас есть повод вновь напомнить его основные вехи. Минский и Тутаевский моторные заводы, конечно, сотрудничали и прежде, однако с тех пор, как их объединила союзная программа развития дизельного автомобилестроения, это взаимодействие приобрело более системный характер. Так родилась идея вернуть к жизни оказавшийся на полке проект прогрессивного тяжелого дизельного мотора, который бы заменил агрегаты предыдущего поколения на карьерных самосвалах "БелАЗ", нашел применение на машинах еще одного участника союзной программы развития дизельного автомобилестроения - Минского завода колесных тягачей, на кормоуборочных комбайнах Гомельского завода сельскохозяйственного машиностроения, также участвующего в реализации союзной программы.

Распределение функций, по замыслу, сводилось к следующему: Тутаевский моторный изготавливает основные узлы и детали двигателя, а Минский моторный собирает их в единое целое, оснащая современными навесными агрегатами, повышающими мощность, снижающими расход топлива и выброс вредных веществ. Итоги прошлого года убедительно свидетельствуют, что практически все задуманное удалось. На ММЗ был создан производственный участок по производству моторов нового класса, счет выпущенным пошел на сотни, они успешно прошли испытания и эксплуатируются в реальных условиях.

К примеру, только на Белорусский автозавод в прошлом году было поставлено 130 новых агрегатов мощностью 425 лошадиных сил, предназначенных для установки на карьерные самосвалы грузоподъемностью 30 тонн. Эти машины уже изготовлены и в основном реализованы, в том числе в России, где без нареканий работают. На очереди - 600-сильная версия двигателя, которая будет устанавливаться на 45-тонники. Опытные образцы такого мотора прошли проверку и на кормоуборочных комбайнах. В этом году "Гомсельмаш" планирует закупить 200 таких агрегатов. Первые 8 были отгружены еще в январе, остальные поступят до июня, чтобы оснащенные ими высокопроизводительные машины были задействованы в уборочной страде.

В числе пунктов программы сотрудничества белорусских и российских моторостроителей на нынешний год - увеличение на 10 процентов поставок двигателей для "БелАЗа". До 10,5 процента возрастет показатель локализации, то есть стоимости белорусских узлов и деталей. Их будет 6 и 100 соответственно: это стартер, турбо- и пневмокомпрессоры, центробежный масляный фильтр. ММЗ привносит также свое ноу-хау - установку топливоподающей системы, обеспечивающей повышение экологических показателей агрегата в целом. Здесь что ни деталь - то электроника и прецизионная механика, обращению с которыми учат лишь в нескольких ведущих фирмах мира. Сейчас мотор, оснащенный высокотехнологичными системами, проходит стендовые испытания, идет отладка программного обеспечения управления им.

Не исключено, что уже к 2011 году совместное производство достигнет полутора тысяч двигателей. Доля ММЗ в них составит 25 процентов. Но и Тутаевский моторный не останется внакладе. Ему обеспечено расширение производства, а это гарантированные рабочие места с приличным заработком. Затем появится версия двигателя мощностью 715 лошадиных сил с современными экологическими показателями. Доля ММЗ в нем возрастет до 50 процентов. И если на двух предприятиях этот проект создаст сотни высококвалифицированных рабочих мест, то благодаря мультиплексному эффекту на смежных автомобильных, тракторных, комбайновых заводах, там, где будет эксплуатироваться и обслуживаться их техника, таких рабочих мест будут уже многие тысячи.

Поспособствует этому и новая программа развития дизельного автомобилестроения Союзного государства, которая сейчас разрабатывается. Она, как предполагается, будет направлена в том числе на создание более экономичных и экологичных силовых агрегатов. Значит, минские и тутаевские моторостроители смогут рассчитывать на финансовую поддержку совместных усилий, и они окажутся еще более результативными.

Беларусь