После ста дней работы в должности Верховного представителя ЕС по международным делам и политике безопасности британская баронесса Кэтрин Эштон определила, чего ей не хватает для более эффективного выполнения своих задач. Оказалось, она мучается без персонального самолета.
Якобы именно его отсутствие сковывает деятельность Верховного представителя и лишает ее так необходимой на этом посту мобильности. За время непродолжительного служения главой внешней политики Европейского союза, а по совместительству и вице-председателем Европейской комиссии коллеги не раз упрекали Эштон в низкой активности и "малой заметности" на международной арене. Критики внимательно следят за ней и фиксируют все ее дипломатические промахи.
В упрек Эштон ставится то, что она сразу после чудовищного землетрясения на Гаити не посетила эту страну, в то время как ЕС выделил на восстановление самую крупную финансовую помощь. Сославшись на слишком длительный перелет, глава внешней политики Евросоюза не приняла участия и в конференции доноров Гаити, проводившейся в Канаде, куда она отправила министра иностранных дел Франции представлять весь ЕС. Последний раз Эштон подверглась довольно резкой критике за то, что проигнорировала встречу министров обороны стран ЕС на Майорке в конце февраля. Не приняли за оправдание ее участие в инаугурации украинского президента Виктора Януковича в Киеве.
И теперь выдвинутое Эштон предложение о предоставлении ей личного воздушного судна, по всей видимости, не пройдет мимо ее недоброжелателей. Вряд ли самолетная инициатива найдет понимание и у европейцев, продолжающих болезненно преодолевать последствия мирового финансового кризиса.
Показателен пример предшественника Эштон Хавьера Соланы. Его никто не мог упрекнуть в низкой мобильности: он успевал на все важные мероприятия как международного, так и европейского формата, не забывая при этом наносить визиты и в "горячие точки", где ЕС защищал свои интересы. В среднем общий "налет" Соланы достиг 500 000 километров в год. При этом вопросов о личном самолете у него не возникало. В случае сложностей с регулярными рейсами, особенно при полетах в "горячие точки", для Верховного представителя фрахтовались самолеты частных компаний. Иногда для перелетов использовались на договорной основе авиаборта ВВС Бельгии.
В одной из частных компаний, базирующихся в брюссельском аэропорту, "РГ" сообщили, что, например, стоимость аренды восьмиместного самолета вместе с экипажем для трехдневного визита в Ближневосточный регион, а именно туда собирается Эштон на следующей неделе, составит около 35 000 евро. При аренде более крупного 12-местного борта сумма возрастет до 50 000 евро.