Революция, о которой так долго говорили в Северной Ирландии, свершилась. Белфаст взял бразды правления у Лондона. Правда, лишь некоторые бразды.
Северная Ирландия получит под свой контроль полицию и суды. Во вторник за этот революционный шаг проголосовали 88 из 105 депутатов Североирландской ассамблеи.
Для того чтобы оценить значимость события, достаточно вспомнить, что процесс политического урегулирования в Северной Ирландии, регионе, который называли кровоточащей раной Великобритании, длится уже 15 лет. Всего несколько лет назад две главные и казавшиеся безнадежно непримиримыми партии, рвавшиеся одна в сторону от Лондона, а другая навстречу ему, были практически не способны сидеть за столом переговоров.
Сегодня республиканская "Шинн фейн" и Демократическая юнионистская партия (ДЮП) в едином строю с националистической SDLP проголосовали за расширение автономии.
Какие перспективы открывает этот компромисс? По словам лидера ирландских националистов Джерри Адамса, нынешнее решение "закладывает основы для полноценного функционирования институтов власти на долгие времена". Иными словами, изнуренная многолетней междоусобицей Северная Ирландия получит фактический фундамент в виде конкретных институтов, законодательной и исполнительной власти. На этом фундаменте можно будет строить единое общество. Как заявил британский премьер Гордон Браун, "сегодня политика прогресса наконец-то пришла на смену политике разделения в Северной Ирландии".
Создание в регионе независимых от Лондона судебной системы и полиции будет поддержана материально: Браун обещал выделить 800 миллионов фунтов стерлингов на поддержание автономии. Северная Ирландия получит также дополнительно 1200 полицейских "штыков". Ожидается, что новое кресло министра юстиции Северной Ирландии будет занято 12 апреля Дэвидом Фордом, лидером Партии Альянса (Alliance Party). Форд считается наиболее удачным "компромиссным вариантом" между националистами и юнионистами. Однако власть североирландского министра юстиции будет иметь границы. Под его юрисдикцию, в частности, не попадают вопросы безопасности - они останутся прерогативой британской контрразведки МИ-5, подотчетной только министерству внутренних дел Соединенного Королевства. И поскольку именно МИ-5 отвечает за антитеррористическую деятельность, то по иронии судьбы самая плотная концентрация ее офицеров за пределами Лондона остается именно в Холируде возле Белфаста.
Наконец, самый интригующий вопрос: возможно ли ждать воссоединения Белфаста с Дублином? То есть объединения двух частей Ирландии? Премьер Ирландской Республики Брайан Коуэн дал понять: этот вопрос сейчас на повестке дня не стоит. Однако он выразил большое удовлетворение тем, что отныне обстановка у его северного соседа будет спокойнее.