11.03.2010 00:15
Культура

Владимир Мотыль: Пропавшие фильмы - одна из самых больших печалей моей жизни

Многие фильмы Владимира Мотыля не дошли до зрителя. Дойдет ли "Багровый цвет снегопада"?
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №49 (5128)
Читать на сайте RG.RU

В столичном Доме кино прошла премьера последнего фильма Владимира Мотыля "Багровый цвет снегопада". Автор картины полмесяца не дожил до этого важнейшего события своей жизни.

После памятного всем нам предпремьерного показа фильма в редакции "Российской газеты" в конце прошлого года мы еще не раз встречались с режиссером. Мой диктофон хранит удивительные истории о том, как бесследно исчезали картины одного из самых знаменитых мастеров нашего кино.

Российская газета: Все много раз смотрели и хорошо знают ваши фильмы "Женя, Женечка и "катюша", "Звезда пленительного счастья" и, конечно, "Белое солнце пустыни". Потом появились сразу несколько картин, которые были сняты, но куда-то запропастились: "Лес", "Расстанемся - пока хорошие", "Невероятное пари...", "Жил-был Шишлов", "Несут меня кони". Где они, что с ними произошло?

Владимир Мотыль: Это одна из самых больших печалей моей жизни. И среди них первая - судьба никому не известного фильма "Расстанемся - пока хорошие". Действие там происходит на Северном Кавказе, и мы эту картину снимали в Кабарде зимой. Очень трудные дороги, все натурные площадки - в местах почти недоступных. Съемки не просто трудные, но и опасные: были и обвалы, и переправы через незамерзающие бурные реки, да и зима необычно снежная. Сценарий я писал по мотивам рассказа Фазиля Искандера "Дудка старого Хасана". Сюжет - романтическая история, которая меня очень волновала. На главную роль я взял прекрасного грузинского актера Георгия Дарчиашвили, и у меня нет таких слов, чтобы оценить, как он ее сыграл. А в женской роли выступила Людмила Потапова. Забегая вперед, скажу, что ее актерская судьба тоже не сложилась.

Первые проблемы с этим фильмом начались потому, что по роли Дарчиашвили играл мусульманина. И это возмутило грузинских националистов настолько, что после съемок один из ведущих актеров Грузии уже не смог вернуться в свой театр. Наверное, он это предвидел, уже когда соглашался на роль. Я попытался воззвать к разуму, обратился к Кахи Кавсадзе, очень влиятельному грузинскому актеру - был уверен, что найдутся в театральном мире Тбилиси люди, способные простить коллеге тот факт, что он гениально сыграл в кино мусульманина. Кавсадзе меня выслушал очень враждебно, нахмурился и в конечном итоге отмахнулся. И чтобы прокормить семью, Георгий был вынужден эмигрировать в Соединенные Штаты, где зарабатывает физическим трудом. Что с ним сейчас, я, к сожалению, не знаю.

РГ: Ну хорошо, в Грузии картину не показали по соображениям религиозной нетерпимости - но почему же она исчезла совсем?

Мотыль: В Госкино к ней отнеслись очень прохладно. Фазиль Искандер пытался ее отстоять, но это никак не повлияло на чиновников. А самое печальное, что продюсером фильма оказался некто Сергей Сендык. В зыбкие 90-е годы, когда к нам буквально хлынули иностранные фильмы, он закупил довольно много дешевых картин и бросил их на наши экраны. Изголодавшийся по заграничному кино зритель тогда принес г-ну Сендыку серьезные прибыли. И он, по-видимому, решил, что наша картина, требующая интеллекта и не рассчитанная на массовый прокат, ему уже неинтересна. И за копейки продал ее одной из телекомпаний. Там положили ее долгий ящик, где она и пролежала многие годы без движения. Картина оказалась как бы бесхозной.

РГ: Многие наши фильмы таким образом попали под жернова истории. А что с вашей экранизацией пьесы Островского "Лес"? Вместе с ней куда-то канула и последняя роль в кино такой всеми любимой актрисы, как Людмила Целиковская.

Мотыль: А это уже совсем другая история. "Лес" снимался в широкоформатном варианте - тогда было такое поветрие: снимать на широкую пленку, для которой нужны были особые проекторы. Но эта технология не нашла поддер жки и быстро свернулась. Кинопроекторы были демонтированы, и, когда работа над нашей картиной подошла к концу, показывать ее уже было негде. А переводить фильм на обычную пленку оказалось делом слишком дорогим, Госкино на это уже не пошло. И картина с Людмилой Целиковской, с Борисом Плотниковым тоже легла мертвым грузом. Правда, в самые последние месяцы появилась некоторая надежда. Мне объяснили, что нужно еще чуть-чуть подождать, и некоторые большие кинотеатры будут оснащены новым оборудованием, которое позволит показывать такие картины.

РГ: То есть, возможно, у вас будет еще одна премьера?

Мотыль: Я надеюсь на это. Все-таки Целиковская и Плотников сделали очень интересные работы. А третьей звездой фильма должен был стать Ролан Быков. Но у него тогда напряглись отношения с Госкино, и его запретили снимать. А он должен был играть Аркашку Счастливцева. Пробы были великолепными, я предчувствовал большой успех. Но - не случилось. И Аркашку сыграл другой артист...

P.S.

Владимир Мотыль не дождался и этой премьеры. И увидят ли "Лес" зрители - неизвестно до сих пор. Как-то он промелькнул на одном из платных спутниковых каналов - и снова тишина. Не ждет ли та же печальная судьба новую картину мастера?

Кино и ТВ