11.03.2010 00:40
Экономика

Александр Шохин: Таможенный союз может превратиться в тормоз модернизации

Текст:  Александр Шохин (президент Российского союза промышленников и предпринимателей)
Российская газета - Федеральный выпуск: №49 (5128)
Читать на сайте RG.RU

Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана является, пожалуй, первым реальным интеграционным объединением на постсоветском пространстве, которое существенно изменяет правила перемещения товаров, работ, услуг для всех компаний, работающих на территориях этих стран.

Российский бизнес с большим энтузиазмом относится к созданию Таможенного союза и поддерживает этот интеграционный проект. И не только внимательно отслеживает все этапы формирования Таможенного союза, но и активно участвует в формировании его нормативно-правовой основы.

Однако в отличие от Европейского союза, в котором Таможенный союз формировался на протяжении 9 лет (с 1959 по 1968 год), в нашем случае создание договорно-правовой основы Таможенного союза происходит в намного более сжатые сроки. В связи с чем бизнес не всегда успевает отреагировать и дать свои предложения по готовящимся документам.

В 2009 году мы провели в РСПП два расширенных совещания по этим вопросам с участием министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной и руководства Федеральной таможенной службы и приняли позицию по проекту Таможенного кодекса Таможенного союза. В позицию РСПП, направленную в профильные органы государственной власти, были включены в концентрированном виде предложения членов РСПП. Большая часть этих предложений была учтена и нашла отражение в тексте поправок к Таможенному кодексу Таможенного союза, одобренных Комиссией Таможенного союза 26 февраля.

Вместе с тем есть отдельные нестыковки, которые неизбежны в такой колоссальной работе по гармонизации наших законодательств. В этом плане большая роль отводится Экспертному совету Таможенного союза, который как раз призван находить пути решения всех спорных вопросов и рассматривать обращения хозяйствующих субъектов. Одновременно с этим бизнес был бы заинтересован в создании отдельной структуры (например, на уровне минэкономразвития), которая бы осуществляла мониторинг и анализ принимаемых мер в рамках Таможенного союза и оценку их влияния на деятельность российских компаний. К примеру, с 1 января 2010 года в рамках Таможенного союза уже были введены Единый таможенный тариф, механизм применения тарифных квот и системы льгот и преференций, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами. Было бы интересно посмотреть на результаты этих нововведений по итогам шести месяцев текущего года.

Для РСПП, как для выразителя интересов российского бизнеса, важное значение имеет - как применительно к участию в формировании Таможенного союза, так и в целом - институциональная формализация уже сложившихся форм взаимодействия государства и бизнеса во внешнеэкономической сфере. Речь идет о формализации процедуры консультаций с бизнесом, которая приобретает особое значение в рамках выработки внешнеэкономической политики и заключения международных соглашений. Ведь взятые на себя государством международные обязательства в дальнейшем уже не могут быть пересмотрены в одностороннем порядке. А поспешные и несогласованные с бизнесом решения могут привести в будущем к крайне неблагоприятным последствиям для экономики в целом.

Один из важных элементов этой системы - Совет по внешне-экономической деятельности при минэкономразвития. Вместе с тем это необходимый, но недостаточный элемент. Среди других неотъемлемых элементов полноценного диалога можно назвать: установление процедуры аккредитации объединений предпринимателей при федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на выработку политики во внешнеэкономической сфере, а также нормативное закрепление этапов и сроков консультаций с аккредитованными объединениями предпринимателей.

Есть и несколько общесистемных стратегических вопросов образования Таможенного союза, от которых зависит его эффективное функционирование.

Во-первых, это соотношение Таможенного союза и вступления в ВТО. Российский бизнес разделяет позицию о том, что участие России в Таможенном союзе не может быть противопоставлено вступлению в ВТО. По сути, это два разных по своей природе интеграционных объединения, преследующих разные цели и обладающих разным набором инструментов. Тем не менее для бизнеса не снят пока с повестки дня вопрос, каким образом Российская Федерация будет вступать в ВТО: отдельно или в составе Таможенного союза. В последнем случае, учитывая качественные различия национальных экономик России, Белоруссии и Казахстана, сохранится ли за Россией статус страны с рыночной экономикой?

Во-вторых, с 1 июля 2010 года вступает в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Большую обеспокоенность вызывают многочисленные отсылочные положения документа. Это те вопросы, по которым стороны, очевидно, не смогли договориться. В результате не окажется ли так, что большинство вопросов в Таможенном союзе (в частности, таможенного администрирования, ответственности за правонарушения, таможенных режимов, таможенной перевозки и других) будут переданы для регулирования национальным органам, что сведет на нет многие позитивные последствия интеграции? Одновременно возникает вопрос, есть ли четкое на сегодняшний день разграничение компетенции Комиссии Таможенного союза и национальных таможенных органов.

В-третьих, единая таможенная территория, как известно, предполагает перенос таможенного контроля на внешние границы. Завершить этот процесс предполагается: в отношении Белоруссии - к 1 июля 2010 года, в отношении Казахстана - к 1 июля 2011 года. Означает ли это, что по всем без исключения товарам таможенный контроль будет проводиться исключительно на внешних границах Таможенного союза? Каким образом в этом случае будут взиматься экспортные пошлины, если перемещение товаров внутри Таможенного союза экспортными пошлинами облагаться не может? В настоящее время члены Таможенного союза применяют экспортные пошлины по разным товарным позициям (в Казахстане экспортных пошлин почти нет за исключением отдельных энергоносителей). Соответственно, пока не ясен механизм согласования процедур взимания экспортных пошлин.

В-четвертых, у бизнеса возникает ряд вопросов в сфере таможенного контроля. В отличие от действующего Таможенного кодекса РФ, согласно которому таможенные органы вправе проводить проверку достоверности сведений после выпуска товаров в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем, Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает, что таможенные органы вправе проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таким образом, срок пост-контроля фактически увеличивается с 1 до 3 лет, что представляется избыточной мерой.

Несмотря на то что формально срок выпуска товаров сокращается с 3 рабочих дней до одного, вводится дискреционное право начальника таможенного органа либо уполномоченного им заместителя продлевать его на 10 рабочих дней. В связи с этим в союзном Таможенном кодексе либо в решениях Комиссии таможенного союза целесообразно указать исчерпывающий перечень оснований для применения таможенными органами соответствующих форм таможенного контроля, так как безграничные возможности проведения таможенного контроля способны не только оказывать отрицательное воздействие на внешнеэкономический товарооборот, но и создавать условия для коррупции. В связи с этим полагаем, что срок пост-контроля в рамках Таможенного союза не должен превышать 1 года, а право продления срока выпуска товаров на 10 дней должно быть обусловлено исчерпывающим перечнем критериев, которые необходимо ввести в союзный кодекс.

В-пятых, для бизнеса не теряют актуальности и вопросы оборота таможенных документов. Планируется ли вводить электронное декларирование товаров? Предусматривается ли возможность внесения изменений в декларацию как до, так и после выпуска товаров? Каким образом будет осуществляться взаимное признание документов и совершения иных юридически значимых действий? Словом, будет ли налажен достаточный информационный обмен с другими странами-членами Таможенного союза? В качестве примера приведем выводы госкорпорации "Роснано", представленные в рамках проекта "Зеленый коридор для инновационных компаний". Они показывают, что количество и громоздкость административных процедур в Таможенном союзе существенно возрастают по сравнению с действующим регулированием.

Разумеется, это не все вопросы, которые встают перед российским бизнесом, их перечень намного шире, что показывают поступающие в РСПП предложения от компаний. По результатам их обобщения мы надеемся сформировать свою позицию, которую передадим в министерство экономического развития, ФТС, органы Таможенного союза, в правительственную комиссию по экономическому развитию.

В заключение хочу отметить, что Таможенный союз может стать движущей силой модернизации российской экономики, поскольку это в первую очередь расширение рынков сбыта для российского бизнеса, создание более жестких конкурентных условий, появление возможностей для технологического обмена с компаниями из государств-членов Таможенного союза. Одновременно с этим есть риск, что Таможенный союз может превратиться в существенный тормоз модернизации, если "сдержки и противовесы" при его образовании будут нарушены, а российский бизнес будет поставлен в неравные конкурентные условия по сравнению с компаниями Белоруссии и Казахстана.

ВЭД Таможенный союз (ТС)