12.03.2010 00:12
Культура

Кшиштоф Занусси предъявит свое "Доказательство" в РАМТе

Кшиштоф Занусси предъявит свое "Доказательство" в РАМТе
Текст:  Елена Юринская
Российская газета - Федеральный выпуск: №51 (5130)
Читать на сайте RG.RU

Премьера спектакля по пьесе американского драматурга Дэвида Оберна "Доказательство" должна состояться в Российском молодежном театре уже 18 марта.

Между тем работа над пьесой началась лишь три недели назад. Такой стремительностью в Европе никого не удивить. Скорее, был изумлен пан Занусси, когда узнал, что участвующий в его репетициях актер Евгений Редько привык к классическим срокам вынашивания плода - 9 месяцев. Сам же Занусси увидел полный контур будущей постановки уже через неделю плотных репетиций, которые проходили прямо в его большом варшавском доме.

Об этом он и актеры Российского молодежного академического театра - Нелли Уварова, Евгений Редько, Ирина Низина и Денис Баландин - рассказали накануне премьеры. Для них работа с прославленным кинорежиссером стала уникальным опытом, во время которого они не только встречались с учеными - друзьями Занусси (сам он по первому образованию - физик, и научная сфера для него не менее родная, чем гуманитарная), но и побывали в Париже и Кракове, двух городах, важных для художественной биографии мастера.

Они рассказали и об увенчанной всевозможными призами пьесе Дэвида Оберна, на основе которой режиссер "Влюбленного Шекспира" Джон Мэдден снял захватывающую хронику обыкновенного безумия, выстроенную почти по математическим правилам. Фильм, как и пьеса, изрядно напоминает "Игры разума" - та же тема гениальных математиков, те же страдания любящих их людей, тот же вид безумия. Гвинет Пэлтроу долго играла эту роль в театре и потому очень убедительно сыграла роль дочери гения на экране. Ну а ее отца, безвременно почившего математического гения, блестяще сыграл сэр Энтони Хопкинс.

На вопрос, не повлияет ли кинематографическая жизнь этой пьесы на ее театральный успех в Москве, Кшиштоф Занусси с присущим ему элегантным юмором ответил, что, как правило, люди, которые ходят в кино, не посещают театры.

Что касается репетиционного периода в варшавском доме, Занусси ответил, что не видит в этом ничего нового: ведь Мольер со своей труппой не только работал, но и жил. "Если мы живем в одном доме, едим за одним столом, можно интенсивнее репетировать".

Это третья постановка Занусси в России. Что же касается "Доказательства", то его пан Занусси несколько лет назад поставил в Германии. Оказалось, что театр - это постоянное, многолетнее увлечение пана Занусси. "В театре тепло, а на киноплощадке холодно. Так что зиму нужно проводить в театре. И вообще театр - это лаборатория. В кино тебя настигает огромная фрустрация, когда тратишь на актера 15 минут вместо нескольких дней".

Что касается смысла своего будущего спектакля, пан Занусси ответил на это с все той же блистательной и элегантной иронией:

- Меня всегда интересовал вопрос "нормы". Когда еще в 70-е годы я общался со средой ваших белых эмигрантов, я часто употреблял слово "нормально". И они надо мной смеялись, говоря, что это социалистическое словцо 20-х годов. "Как ты чувствуешь себя? Нормально!" Но здесь вопрос о том, что есть норма, поставлен серьезно. Порой нужно немножко любви, чтобы человек с края отчаянья вернулся к норме. Часто гений - это один шаг до полного самоуничтожения. Доницетти был клиническим шизофреником. Шуман был ментально больным. Но они создали великие произведения, которые нам нужны до сих пор.

Театр