Рассмотреть варианты повышения спроса на госуслуги в электронном виде предложил вчера на всероссийском совещании "Приоритетные задачи по переходу на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде" директор департамента информационных технологий и связи аппарата правительства России Константин Носков.
Он отметил, что повышение спроса можно обеспечить несколькими вариантами. Например, организовать отдельное окно выдачи документов для тех, кто заказал услуги через Интернет. Второй вариант - ускоренный процесс обработки документов тех, кто обратился через портал gosuslugi.ru. Есть еще вариант - обеспечить приоритетное отношение к тем гражданам, которые подали заявки в электронном виде, снизив стоимость госуслуги для них. Аналогичный опыт привлечения внимания к правительственным сайтам есть уже в европейских странах. Также Носков предложил учитывать особенности регионов и дать возможность получать информацию на региональных сайтах на родном для местных жителей языке. На совещании был затронут вопрос повышения компьютерной грамотности населения. Хорошим примером, по словам главы минкомсвязи Игоря Щеголева, является обучение внуками своих бабушек. Зашла речь о необходимости увеличения уровня проникновения Интернета в России. На данный момент он составляет всего 30 процентов. По мнению директора департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий минкомсвязи Артема Ермолаева, кроме компьютеров можно будет использовать банкоматы для ряда госуслуг и другие точки общественного доступа - так называемые инфоматы. Сейчас на территории России в тестовом режиме работают сто таких аппаратов. Важную роль пока будет играть "горячая линия" портала, по которой можно будет получить информацию о режиме работы органов власти и необходимом наборе документов. Как отметил Игорь Щеголев, в перспективе через "горячую линию" можно будет записаться в электронную очередь на прием в то или иное ведомство. Кроме того, рассматривается вариант использования и мобильных телефонов для работы с порталом. А также с внедрением цифрового телевидения получения информации о госуслугах с экрана обычного телевизора. Как отметил министр, если население поймет всю практичность и удобство обращения через портал, то у них будет стимул быстро научиться, как это делать через компьютер, через мобильный телефон. Он привел статистику, что в год граждане обращаются в госорганы 360 миллионов раз. Это значит, что им приходится отпрашиваться с работы, тратить время на проезд, тратить свои нервы в очередях, а это все выливается в убытки, которые исчисляются миллиардами рублей.
Конечно, кроме всех достоинств, у проекта есть и определенные риски. О них тоже упомянул Щеголев. Известно, что планируется создать объемные базы данных граждан, и здесь существует угроза утечки информации. По словам Щеголева, задача минкомсвязи, ФСБ и МВД максимально защитить эти базы, чтобы диски с данными не появлялись на прилавках и тем более информация о гражданах не выкладывалась в Интернете.
Это очень важно, так как уже в ближайшее время в пилотном режиме в Центральном федеральном округе, в том числе и в Москве, начнет работать личный кабинет на портале. После заполнения данных при регистрации, в том числе фамилии, имени, отчества, а также номера страхового свидетельства и налогового номера (СНИЛС) и адреса, на который человек хочет получать информацию, ему уже через 10 дней после проверок данных в базе Пенсионного фонда и Налоговой инспекции должен быть предоставлен код активации кабинета. По словам Артема Ермолаева, по традиционной почте человек получит заказное письмо с кодом активации и сможет в электронном виде подавать заявления на оказание госуслуг. Сначала это будет всего 74 госуслуги, в том числе справки Пенсионного фонда, различная информации из налоговой службы и ФМС.
Что касается дальнейшего развития "электронного правительства", в частности самого портала, и экономии времени и средств во взаимоотношении между регионами и федеральным центром, то во время совещания пришла интересная идея - создание социальной сети для профессионалов. По словам Щеголева, который очень воодушевился этим вопросом и сказал о необходимости запустить этот ресурс уже через месяц, то есть 11 апреля, специалисты смогут переписываться и обмениваться опытом. В рамках ресурса предполагается определить направления по темам: технологии, правовое регулирование, государственное частное партнерство. Кроме того, министр предложил регионам, в которых лучше обстоит дело по информационному образованию, организовать отдельные блоги.