На следующей неделе в Москву приедет госсекретарь США Хиллари Клинтон. Разговор, очевидно, будет крайне сложным. Перезагруженные было российско-американские отношения вновь начали буксовать.
Из четырех наиболее острых и спорных тем две продолжают мешать Москве и Вашингтону наконец выйти на качественно новый стратегический уровень партнерства. Ожидается, что в Москву Клинтон прибудет 18 марта. В тот же день пройдут ее переговоры с главой МИД России Сергеем Лавровым. А на 19 марта в российской столице запланирована министерская встреча "квартета" международных посредников по ближневосточному урегулированию.
Когда в марте прошлого года Клинтон и Лавров, нажав на подготовленную госсекретарем красную кнопку, дали старт перезагрузке российско-американских отношений, многим показалось, что совсем скоро Вашингтон и Москва, отбросив все предрассудки "холодной войны", совместно займутся настоящим делом. в Белом доме поселился молодой и перспективный Барак Обама. Его первые несколько встреч с президентом России Дмитрием Медведевым большинство экспертов назвали обнадеживающими. На словах Вашингтон был готов к серьезному прорыву. На деле же все оказалось куда скромнее. Время шло, и становилось все очевиднее - диалог вновь забуксовал. Теперь уже нет сомнений в том, что и сама перезагрузка нуждается в экстренной перезагрузке. Возьмем, к примеру, явно затянувшиеся переговоры по новому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Стороны еще осенью прошлого года делали много заявлений о том, что текст нового документа удастся согласовать до 5 декабря 2009 когда, когда истекал срок действия СНВ-1. Однако лишь к середине января этого года договор был готов на 98 процентов. Остальные два до сих пор не удается преодолеть.
А ведь 12 апреля в Вашингтоне откроется саммит по ядерной безопасности. На май намечена Обзорная конференция по ДНЯО. Если новый договор к тому времени не будет подписан, эксперты заговорят о фиаско.
Впрочем, у Сергея Лаврова иное видение ближайшего будущего. Он не исключает, что переговоры по СНВ удастся завершить через несколько недель. К такому выводу он пришел после состоявшегося 4 марта очередного телефонного разговора с Клинтон. В МИД России тогда отметили, что "рассмотрены вопросы, требующие приоритетного внимания для завершения работы над договором".
Однако есть большая проблема, которая мешает сторонам выйти на финишную прямую переговоров по СНВ. Речь идет об американской ПРО у российских границ. Это вторая серьезная проблема, обсудить которую в Москву едет Клинтон.
Пока в Женеве шли вполне успешные переговоры по СНВ, сначала Румыния, а затем Болгария объявили, что готовы разместить на своей территории американские противоракеты. Правда, из Софии чуть позже уточнили: никаких конкретных договоренностей пока нет. В Москве, конечно же, не могли не отреагировать на односторонние действия американской стороны. Хотя бы потому, что осенью прошлого года президенты России и США договорились сначала провести совместный анализ угроз, а потом решить, где и когда расставлять свои ракеты.
По двум другим сложным темам России и США, похоже, все же удалось найти общий язык. Клинтон последние полгода активно добивалась согласия участников "шестерки" международных посредников по иранской ядерной программе на обсуждение в Совбезе ООН более жестких санкций против Тегерана. Лавров в итоге согласился с предложением госсекретаря. Правда, добавил, что пока в Совбез не вносились какие-либо конкретные проекты резолюций.
Четвертой темой остается ближневосточное урегулирование. С точки зрения российско-американских отношений это, пожалуй, наиболее легкий вопрос. Обе стороны, попеременно занимая более активную позицию, пытаются (пока, правда, безуспешно) усадить израильтян и палестинцев за стол переговоров. Другой вопрос, как вывести процесс ближневосточного урегулирования из глухого тупика? Ответа на этот вопрос нет. Но и Москва, и Вашингтон продолжают поиск компромиссного решения. Для этого в Москве и соберется "квартет".