12.03.2010 00:20
Общество

Минздравсоцразвития начинает модернизировать службу "03"

Минздравсоцразвития начинает модернизировать службу "03"
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №51 (5130)
Читать на сайте RG.RU

Каждый третий из тысячи россиян хотя бы раз в год вызывает "скорую помощь".

Мы привыкли: случилась беда со здоровьем - спешим набрать "03". Мы законно требуем от "скорой" сверхоперативности, сверхкомпетентности. Всегда ли она этим требованиям отвечает?

Об этом шел разговор на последней коллегии минздравсоцразвития, которая обсудила разработанную министерством Программу развития скорой помощи.

- До 2020 года предполагается поэтапная модернизация системы оказания скорой помощи, - сказала, открывая заседание, министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова. - Модернизация ради повышения доступности и качества, более эффективного использования ее ресурсов.

По статистике, на начало 2009 года скорую помощь населению оказывали 276 самостоятельных станций "скорой" и 2753 входящих в состав других учреждений. Ими выполнено более 47,5 миллиона выездов и оказана помощь 51 миллиону человек. Вдумайтесь в эти цифры! Какой за этим гигантский труд. В составе станций работает 11 969 общепрофильных врачебных бригад, 5433 специализированных, 1747 бригад интенсивной терапии, 22 042 фельдшерских бригады. И сейчас важно выстроить единую систему оказания скорой помощи на догоспитальном и госпитальном этапах. Чтобы была преемственность между ними, непрерывность процесса. Без его четкой регуляции, определенной законом, тут не обойтись. И этот закон должен быть в русле прочих нормативных правовых, законодательных актов.

Сегодня ни для кого не секрет: "скорая помощь" зачастую подменяет деятельность учреждений первичного звена. Вот почувствовал человек недомогание, однако не спешит на прием в поликлинику, не вызывает врача на дом. Почему? Причины разные. Например, в службе вызова на дом постоянно занят телефон. Или не хочется сидеть в очереди у кабинета врача... А тут, как говорится, "железно": набрал "03" - и помощь обязательно придет, причем с доставкой на дом. Анализ показывает, что в 16 процентах случаев так и бывает - "скорая" выступает в роли "подмены" обычного врача.

К этому добавим, что случаются и безрезультатные вызовы. А мы еще нередко сетуем, что "скорая" была не такой уж скорой. И нет нам дела до того, что машина с красным крестом, сиреной и "мигалкой" застряла на дороге в пробке. В таких пробках оказываются порой даже реанимобили, где оказание помощи тяжелому больному рассчитывается не на минуты - на секунды.

Так что совершенно очевидно: без модернизации работы первичного звена невозможно изменить ситуацию и с оказанием скорой помощи. В первичном должны быть подразделения неотложной помощи. Это не какое-то ноу-хау. Такие подразделения были и раньше. Есть они и сейчас во многих учреждениях. Другое дело: как они работают?

Знает ли, к примеру, население о том, что если в вечернее, ночное время поднялась температура или подскочило давление, а прием вызовов в поликлинике уже закончился, то не надо набирать "03". Нужно обращаться за неотложной помощью. Если не будет пересмотрена организация скорой и неотложной помощи, если, скажем, и впредь будет увеличиваться число выездов "скорой" именно на "неотложные" состояния, то эффективность "03" не повысится. Пока же 15 процентов приходится на работу, которая не является функцией "скорой".

Модернизация службы происходит не на голом месте, не начинается с нуля. Есть опыт Московской, Владимирской, Ивановской, Саратовской, Томской, Тульской областей, республик Чувашии, Дагестана. Здесь доля неотложной помощи в структуре "скорой" всего 8-15 процентов.

Скорая помощь в условиях города значительно отличается от службы "03" за пределами крупных городов. В сельской местности на "Скорую" приходится практически вся медицинская помощь. На коллегии минздрава было показано немало слайдов. Об одном чуть подробнее.

...Просторное помещение, уставленное удобными диванами. К слайду комментарий: в таких помещениях желателен телевизор. И все для того, чтобы пациенты, доставленные в стационар, в ожидании решения своей участи могли удобно отдыхать, смотреть на голубой экран. Хорошо? Да кто бы спорил. К 2020 году так оно и будет?..

Вот только мешает восприятию этого светлого будущего обилие убогих - и не только сельских - больниц. В которых не то что таких апартаментов с диванами и телевизорами нет, но в которых лишнюю койку для пациента поставить негде. 26 февраля с.г. "РГ" опубликовала заметку из Пермского края, где закрыли Кунгурский родильный дом. И чиновники посоветовали возить рожениц в соседние города и села, а в тяжелых случаях прямиком в Пермь - всего-то 100 километров пути. Родит женщина в машине? Не беда! Еще великий русский поэт Некрасов стихи писал о женщинах, рожавших прямо в поле.

А тот Кунгурский роддом помещался в купеческом особняке XIX века. Для рождения человека он неприспособлен. В вестибюле женской консультации, расположенной в одном из крыльев здания, сразу за входной дверью висит старое верблюжье одеяло - для тепла. Кабинет главного врача в подвале - там же, где склад. Увязывается это с улучшением демографической ситуации в стране? И это ХХI век. И Пермский край - не такая уж глубинка.

Но это, так сказать, лирическое отступление. Вернемся к коллегии. Очень уместен разговор о том, что необходимо изменить систему оплаты труда сотрудников "скорой". Чтобы поменьше было совместителей, потому как очень сложно сохранять должный уровень оказания помощи, если оказывает ее специалист, работающий подряд вторые сутки.

Обязательно изменение структуры кадрового состава скорой медицинской помощи. Сейчас больше всего на "скорой" средних медицинских работников. Они составляют 51 процент. Вслед за ними идут водители - 23,4 процента. На долю врачей приходится всего 12,2 процента. За этими процентами цифры: скорую медицинскую помощь оказывают более 19,6 тысячи врачей и 82,5 тысячи среднего медицинского персонала. И хотя в последнее время появилась тенденция к росту таких сотрудников, все равно весьма велик дефицит санитаров - 63 процента и врачей - 49 процентов. Более или менее благополучно только с кадрами водителей.

Прогнозируется: выезжать к больному должны два медика, а не один. Это могут быть врач и фельдшер или два фельдшера. В идеале - врач, два фельдшера и санитар. А водитель? - спросите вы. Водителя как такового не будет. Управлять машиной "скорой" станет фельдшер. По крайней мере, такое предложено совмещение профессий.

Но как при таком раскладе фельдшер, управляющий машиной, станет спасать пациента, которого в этой машине везут? Не отрываясь от руля? А представьте себя на месте больного или его родственника. Вот приезжает "скорая" и к вам для оказания столь долгожданной помощи заявляется... водитель. Станете объяснять, что это не просто водитель, а фельдшер-водитель? Как воспримет такой гибрид пациент? Доверит он свое здоровье такому специалисту?..

Эмоции? В медицине они не уместны? Тем более в 2020 году. Трудно с этим согласиться. Тем более, когда речь о модернизации службы "скорой" - самой в стране массовой и бесплатной.

Структура вызовов скорой медицинской помощи (схема)

Здоровье Минздрав