Виктору Януковичу на его родине уже дали понять, что сближением с Москвой он может нажить себе кучу противников. Украинские националисты грозят вывести на улицы сотни тысяч человек, если новый президент отменит указы прежнего о присвоении Степану Бандере и Роману Шухевичу звания Героев Украины. А всеукраинское объединение "Свобода" провело в центре Киева митинг в защиту родного языка под лозунгом: "Нет - русскому языку на Украине!" Проявить твердость в отстаивании национальных интересов призывает нового президента и его предшественник.
Виктору Ющенко в каком-то смысле править было легче. Его никто не подозревал в способности предать украинские интересы в угоду Москве. Ему не надо было оглядываться на местных националистов, не было нужды доказывать свою приверженность принципам суверенитета и независимости. А вот Виктору Януковичу - придется. Россия надеется на сближение с Украиной. Того же ждет и значительная часть украинского общества. Тем более что Брюссель, куда Виктор Янукович совершил свой первый президентский визит, дал понять, что вопрос о вступлении Украины в Евросоюз пока не стоит в повестке дня. Причин тому множество, и одна из них очевидна: экономика Украины не стала прозрачной.
Как бы то ни было, очень уж настойчиво обхаживать Украину Запад не станет: все равно никуда она от него не денется. Не стоит и Москве пытаться повернуть Украину лицом лишь на восток: от России она тоже не отдалится. И подталкивать Януковича под руку - значит только осложнять ему жизнь. Чем сильнее Москва будет давить на нового украинского президента, тем решительнее ему придется отметать подозрения в проведении пророссийского курса, тем усерднее надобно будет доказывать свою европейскую ориентацию. Она уже заявлена - очередностью посещения Брюсселя и Москвы. Кто-то считает, что в первую очередь ехать следовало в Москву. Но не стоит придавать роковое значение тому, где новый глава Украины, вступив в должность, побывал сначала, а где потом. В любом случае Януковичу придется проводить двухвекторную внешнюю политику, в которой Россия, возможно, и не будет главенствовать, но неминуемо станет важным направлением.
С момента распада Союза и до "оранжевой революции" Москва искала на Украине пророссийских политиков, способных возглавить страну, и делала ставку только на них. В этот же раз она с демонстративной отстраненностью наблюдала за украинскими выборами и на чужой политической кухне не пыталась приготовить что-то из русского меню - все равно, как однажды уже произошло, получила бы котлету по-киевски. Пророссийских политиков на Украине нет. Так что неоткуда взяться и пророссийскому президенту. И слава богу. Кто-то может радоваться уходу Ющенко, но с приходом Януковича тугие узлы российско-украинских отношений - газ, флот, русский язык - сами собой не развяжутся.
Сначала о газе. Виктор Янукович намерен воссоздать консорциум по управлению газотранспортной системой страны. "Газпрому", "Нафтогазу Украины" и европейским энергоконцернам предложат в этом консорциуме по 33,3 процента. Попросту говоря, новый президент готов отдать России треть украинской трубы. По замыслу Януковича, создание консорциума позволит Украине снизить закупочную цену на импортный газ, а России - не строить обходные газопроводы. Последнее вряд ли произойдет. Представитель "Газпрома" уже заявил, что любые инвестиции такого рода не отменяют необходимость строительства газопровода "Южный поток". Во время визита Януковича в Москву газовая тема не обсуждалась. Она станет предметом переговоров чуть позже, когда на Украине будет сформировано новое правительство. Но заранее ясно: поставками дешевого топлива Россия не будет кредитовать промышленность соседа. По прогнозам экспертов, средняя цена российского газа для Украины в этом году составит 280 долларов за тысячу кубометров. Украинские политики вольны считать такую цену кабальной или, напротив, выгодной, но речь тут не только о плате за тысячу кубометров топлива. Речь и о политических взаиморасчетах. 280 долларов - это не только цена за газ. Столько в глазах Москвы стоит суверенность Украины, ее значительная независимость от российского фарватера, ориентация на Запад.
Теперь о Черноморском флоте. Срок его пребывания на территории Украины, обусловленный межгосударственным договором, истекает к концу 2017 года. Янукович и здесь окажется под сильнейшим давлением украинских националистов. Новый президент поставлен перед выбором: либо требовать от России переговоров о выводе флота, либо вносить поправки в конституцию (она запрещает пребывание иностранных вооруженных сил на территории Украины). Что и в какой момент ему будет выгоднее в сфере внешней политики, а что и когда - в сфере внутренней, он и сам сейчас не знает. В любом случае дальнейшую судьбу Черноморского флота президент Украины будет решать с учетом политической конъюнктуры. Российские политики могут чуть-чуть облегчить ему муки выбора, если откажутся от эпатажных заявлений по Севастополю, а кое-кто из них приостановит свои зажигательные поездки в Крым.
Что же касается русского языка, то, похоже, не быть ему на Украине вторым государственным. Янукович уже заявил, что единственным государственным языком останется украинский. Тем не менее радикалы из УНА-УНСО продолжают свои митинги и твердят о российской языковой экспансии. А внутри России представители украинской диаспоры настаивают на расширении культурной автономии. Мол, как это так - нас здесь четыре миллиона, а на такую ораву только две украинские школы. По-хорошему надо бы не только ввести в школах широкое обучение на украинском языке, но и открыть вещание национальных телеканалов на Россию. На этой неделе Дмитрий Медведев сообщил, что телекомпании стран СНГ смогут на паритетной основе вещать на территории России. Телевидение - ладно. Но покажите мне хотя бы десяток иркутских или рязанских семей с запорожскими, скажем, корнями, где родители мечтают отдать детей в украинскую школу. То же и на Украине. Никакой насильственной русификации там не наблюдается. Просто для развития родного языка местные власти в том же Львове не могут предложить ничего, кроме административных запретов на русскую речь. В сфере культуры национализм обнаружил свою полную экономическую несостоятельность. Выяснилось, что танцевальные ансамбли, отплясывающие гопака, могут существовать только на госдотации. Но как только она прекращается - все, концерт окончен. В рыночном состязании с русской попсой, заполонившей эстраду, кафе, дискотеки, никакое трио бандуристов не одержит верх - проверено.
Отношения с Украиной надо не перестраивать. Их надо выстраивать заново. С учетом того непреложного факта, что братской советской республики больше нет, есть суверенное государство со своими национальными интересами. Эти интересы не всегда совпадают с российскими, что вовсе не фатально. Перезагрузка наметилась. Чтобы она состоялась, Москве следует как минимум отказаться от завышенных ожиданий и не требовать от Киева невозможного. Меньше идеологической риторики, больше реализма и прагматики - вот подходящий девиз для вывода российско-украинских отношений на взаимоприемлемый уровень.