15.03.2010 10:51

Александр Роднянский комментирует программу передач нового федерального канала

Александр Роднянский комментирует программу передач нового федерального канала
Текст:  Сусанна Альперина Оксана Нараленкова
Читать на сайте RG.RU

15 марта Пятый канал, получивший статус федерального, кардинально меняет свою сетку вещания. Что стоит за этими преобразованиями, на какого они рассчитаны? На Деловом завтраке в "РГ" председатель Экспертного совета Национальной Медиа-группы, известный кинопродюсер и телевизионный топ-менеджер Александр Роднянский представил и прокомментировал новую программу передач.

Телевидение для тех, кто умеет читать

Российская газета: Александр Ефимович, когда в России появился первый развлекательный канал, вы, как отец-основатель, азартно убеждали всех в необходимости телевидения такого типа. И вдруг вы объявляете, что пришло время смотреть и думать, нужно интеллектуальное телевидение, канал-собеседник. Что, время на дворе поменялось? Или это ваши личные запросы изменились?

Роднянский: И то, и другое. Все логично - "наевшись" информационно-дискуссионного телевидения в 90-х, я совершенно сознательно сконцентрировался на телевидении развлекательном, являющимся неотъемлемой частью нового потребительского общества.

Приоритетами стали ценности частной жизни и отсутствие пропагандистского пафоса 90-х. Судя по реакции аудитории, большая часть зрителей в этом вопросе испытывала сходные с телевизионными профессионалами чувства. Сейчас же, когда обнаружилось, что весь отечественный телеэфир превратился в развлекательный, в очередной раз назрела потребность перемен. Появилась потребность в телевидении содержательном, внятном, способным обсуждать ту повестку дня, которой мы все озабочены, но на принципиально другом качественном уровне, позволяющим угадывать за разрозненным событиями и фактамм, некие закономерности и связи.

РГ: Недавно у нас в гостях был главный редактор канала "Культура" Сергей Шумаков. Ему трудно было возражать, что сегодня этот канал - своеобразное культурное гетто для интеллигенции. А "Пятый " - туда же? На кого вы рассчитываете, какой зритель вам нужен?

Роднянский: В отличие от канала "Культура", к которому я отношусь чрезвычайно уважительно, - "Пятый" канал не тематический. В силу своего официального федерального статуса ("Пятый канал" является четвертым федеральным каналом в России) и славной истории Ленинградского телевидения, да и в силу зрительских ожиданий, он обречен быть универсальным.

РГ: Четвертая власть?

Роднянский: Не преувеличивал бы.

РГ: Канал влияния?

Роднянский: Когда я говорю об "универсальном" канале, я подразумеваю разнообразие жанров. От полноценных новостей, до дискуссионных ток-шоу. От актуальной документалистики до познавательных программ. Единственное, что, в случае если у нас что-то получится, должно отличать "Пятый" - это уровень обсуждения и компетентность участников дискуссии. Один чрезвычайно провокативный пример. Когда мы с генеральным продюсером "Пятого" Натальей Никоновой пытались объяснить нашим коллегам формат канала, в таблоидах гремел скандал, связанный с именами Руслана Байсарова и Кристины Орбайкате. Для так называемого интеллигентного канала, обсуждать этот не самый приятный эпизод частной жизни других людей, было бы странно. Но "Пятый" мог бы увидеть не выяснение отношений, а проявление конфликта укладов жизни мусульманского и православного мира. И вот под таким углом это событие могло бы уже быть любопытно и нашей аудитории.

РГ: Этот скандал был даже в центре программы "Время".

Роднянский: Я говорю лишь о том, как мог бы обсуждать это "Пятый канал". Мы хотим вернуть содержательность и смысл на телевизионные экраны. Понимаю, что это звучит излишне амбициозно, но почему бы не попробовать? На днях возникла необходимость придумать рекламный слоган для "Пятого канала". Потребовалась ровно минута, чтобы его сформулировать: "Пятый канал" - телевидение для тех, кто умеет читать".

Переход на личности

РГ: Итак, берем в руки телепрограмму на 15 марта…

Роднянский: По ней видно, что у нас тот самый счастливый случай, когда канал меняется без революции, и отмены всего, что было ранее в эфире. Я отношусь с уважением к тому, что было сделано до нас. И цикл "Живая история", и познавательные и документальные фильмы, и отличные новости "Пятого канала" - все это можно будет увидеть в дневное время. Я бы прокомментировал отдельно все, что начинается после 17 часов.

Как и раньше в эфире "Открытая студия" с Никой Стрижак - блестящей журналисткой, способной вести ежедневную передачу в прямом эфире.

РГ: В 18.00 - "Программа передач Светланы Сорокиной", той самой потрясающей ведущей "600 секунд", когда вся страна перестраивалась на питерский канал.

Роднянский: Новая программа уже названием напрямую связана с историей российского телевидения, свидетелем и непосредственным участником которой была и сама Светлана. 25 лет отечественной истории, зафиксированные телевидением. Например, первая передача будет посвящена знаковому событию 1987 года, когда избранный генеральным секретарем Михаил Горбачев неожиданно нарушил протокол и пошел лично общаться с людьми на улице. Гостями в студии будут и Михаил Сергеевич Горбачев, и его охранник, который в тот момент был с ним, и оператор, который это снял, и Ирина Зайцева - ведущая программы "Без галстука", и Михаил Гусман.

Для нас всех радостно возвращение в эфир Светланы Сорокиной. Хотя она и едко шутит, по этому поводу: "Я начинала на питерском телевидении и помру, видимо, на нем же"
"Сейчас", "Сегодня" и всегда

РГ: Человек приходит с работы, начинает ужинать и, допустим, первым делом включает новостной канал. И почему он должен остановиться на "Пятом"?

Роднянский: В 19.00 у нас новостная программа "Сейчас", которая переместились на это время с 19.30. Второй вечерний выпуск в 22.00. Это традиционно сильные новости, без официоза и треша. У канала есть обширная сеть собственных корреспондентских пунктов в регионах, которая позволяет слышать "дыхание всей страны".

РГ: А где начинается категорическое отличие "Пятого канала" от конкурентов?

Роднянский: Думаю, что в 19.30 - "Реальный мир" с ведущим Андреем Норкиным. В прайм-тайм выносится то, что на больших каналах, традиционно находится на периферии - либо в дневное время, либо поздней ночью. "Реальный мир" - познавательная программа, сделанная в жанре science-tainment, рассказывающая о том, как наука и технологии кардинально меняют жизнь.

РГ: Это такое "Галилео" для взрослых?

Роднянский: Если честно, я безумный любитель такого рода кино и телевидения. Моим учителем был знаменитый режиссер, классик научно-популярного кино - Феликс Михайлович Соболев, автор замечательных фильмов "Семь шагов за горизонт", "Язык животных", "У истоков человечества". Я оканчивал его мастерскую в киноинституте, работал у него ассистентом, и с тех пор небезразличен к познавательным жанрам. "Реальный мир" станет гидом для телезрителя по окружающему нас высокотехнологическому миру.

Вспомните, когда у вас появился впервые мобильный телефон? Какие были ощущения? Мой коллега - 70-летний американский кинематографист, который работал с Копполой, рассказывал, что у него бабушка дожила до 120 лет. И он как-то ее спросил: "Скажи, пожалуйста, ты родилась и жила в мире, в котором не было не то, что телефонов и телевизоров, но и плит и стиральных машин. Что на твой взгляд изменило твою жизнь больше всего?" Она сказала: "Появление горячей воды дома".

РГ: Но на других каналах сейчас тоже вспомнили о научно-популярном телевидении. Скажем, Павел Лобков на НТВ целый цикл делает. Чем ваш проект будет отличаться?

Роднянский: Мы не "вспомнили" жанр познавательного телевидения, а делаем его приоритетом. У Павла Лобкова, к сожалению, выходит только один фильм в месяц. Это телевизионное событие, которого я жду и сам, но сильно отличающееся от ежедневной программы, выходящей пять раз в неделю.

РГ: 20.00 - программа "Будь по-твоему". Уже слухи доносятся, что она - необычная.

Роднянский: Для меня это программа - сюрприз. Я поздравил с этим Наталью Никонову и ее команду. Это сильная психологическая драма, где, в отличие от большинства аналогичных программ, принимают участие реальные люди со своими проблемами. И зритель сразу чувствует отсутствие фальши и компетентность ведущего Радислава Гандапаса.

Например, приходят на программу 40-летний мужчина и его 22-летняя жена. В силу своего характера и обстоятельств жена не хочет, чтобы ее муж поддерживал отношения с бывшей супругой и даже дочерью. В соответствии с названием программы - "Будь по-твоему" - кто-то из них должен пойти на компромисс.

Сделано без желания "нажать коленом на слезный клапан". Без скандала, без подглядывания в замочную скважину.

РГ: В вашей бывшей епархии, компании "СТС Медиа", на канале "Домашний" есть похожее шоу "Скажи, что не так?".

Роднянский: Да. Мы пытались на "Домашнем" делать нечто подобное. Там же впервые появился "Доктор Курпатов". Я считаю, что психологически шоу - это важный элемент современного телевидения. Если хотите, своеобразный психологический ликбез для телезрителей. На "Пятом" же это попытка сделать программу с помощью всех достижений телевидения развлекательного и высокотехнологичного. Серьезный разговор харизматичного ведущего с реальными участниками.

Но главное отличие в другом. У нас очень часто сравнивают программы, подозревают в заимствовании телевизионных форматов, сетуют на однообразие творческих решений. А для меня телевидение всегда было и остается - именем, отчеством и фамилией. То есть главное отличие - именно в личности ведущего. Например, все вечернее американское телевидение сводится к одному жанру - ироничному разговору с аудиторией и гостями на актуальные темы. На ABC этим занимается Дэвид Леттерман, на NBC Джей Лено и, до недавнего времени, Конан О"Брайан, на Comedy Central - Джон Стюарт, на CBS - Крейг Фергюсон, и так далее. И они все занимаются одним и тем же - разговаривают с людьми. И дальше возникает ровно та разница, которая заставляет зрителя с одними ведущими дружить, а с другими - не очень. А каких-то вообще не любить. Собственно, это и называется телевидением.

РГ: Эта разница называется личностью.

Роднянский: Да. Поэтому я не использую по отношению к "Пятому каналу" слово "звезды", а говорю "личности". Это важно. Потому что это именно та система критериев, по которой мы искали и приглашали людей.

Медийность - мордательность

РГ: Но под такие критерии личности попадают, скорее, немедийные лица.

Роднянский: И очень хорошо. Пока немедийные. На телевизионном сленге медийность называют "мордательностью". Понимаете, "Пятый канал" с "мордательностью" и самовлюбленным гламуром не совместим. Мы ищем тех, кто в состоянии любопытно, интересно, нестандартно мыслить и говорить с людьми.

РГ: В И теперь мы подходим к уже всеми ожидаемому ток-шоу "Свобода мысли" в 21.00.

Роднянский: "Свобода мысли" - это программа, которая будет ежедневно обсуждать актуальные сюжеты из самых разных сфер жизни общества.

Например, одна из первых передач будет посвящена дискуссии вокруг Российской академии наук. Программа вызвана к жизни несколькими провокативными публикациями, авторы которых и были приглашены в студию. Я имею в виду и профессора Франк-Каменецкого, приехавшего специально из Бостона, и соавторов статьи "Шесть мифов о РАН" Константина Северинова, Дмитрия Ливанова и Сергея Гуриева. Естественно, были приглашены и руководители РАН, отвечавшие на критику в публичной печати. В студии были вице-президент РАН академик Месяц, академик Ивантер, член-корреспондент РАН Иванова и многие другие. По-моему, это стоит посмотреть.

РГ: Вы приготовили сюрприз зрителям в лице ведущих этого ток-шоу.

Роднянский: Ведущих у "Свободы мысли" двое. Вначале я пригласил Александра Вайнштейна, человека с необычной профессиональной биографией. Это успешный в советские времена ученый, продюсер и организатор культурных событий, таких как премьера "Ассы" в ДК МЭЛЗ или постановка мюзикла "Метро". Издатель и телеведущий, получивший "Тэфи" за программу о футболе на "старом" НТВ.

Очевидно было, что в качестве соведущего нам нужен был человек с принципиально отличным взглядом, острый и провокативный персонаж. А кто у нас на телевидении более провокативен чем Ксения Собчак?

РГ: Но у многих возникают вопросы, как же так: "Блондинка в шоколаде", хозяйка "Дома-2" оказалась на интеллектуальном канале?

Роднянский: Этим-то и будет отличаться "Пятый". Он не боится рисковать и экспериментировать. Что касается Ксении, она пока будет сочетать работу на "Пятом" только с "Домом-2". Дальше - посмотрим. Если совместная работа успешно сложится, то будем говорить с ней об эксклюзивном контракте.

РГ: Многие сегодня повторяют слова философа, что свобода слова у нас есть, но силы слова нет. Теперь на ТВ появляется "Свобода мысли", но будет ли сила мысли?

Роднянский: Слоган передачи звучит следующим образом: "Свобода без мысли опасна, мысль без свободы обречена".

РГ: Вы были свободны в выборе ведущих?

Роднянский: Вы имеете в виду, предлагал ли нам кто-то кадры? Нет.

РГ: В 22.30 на "Пятом" появляется Сергей Майоров с "Дневником наблюдений".

Роднянский: Майоров будет делать программу вместе со своей командой. Это следующий этап развития "Историй в деталях", но только с совершенно другими героями. Это не только и не столько звезды шоу-бизнеса, а скорее те люди, которые интересны аудитории "Пятого".

Я видел несколько программ. Там есть и замечательный портрет Юрия Яковлева, и выдающийся по силе сюжет о театре людей с ограниченными возможностями, и много других, не менее интересных историй.

Не собираемся мучить зрителей артхаусом

РГ: Как изменится кинопоказ на "Пятом"?

Роднянский: Принцип отбора фильмов не изменится. Кино будет разнообразным, в хорошем смысле слова эклектичным. И любимые советские фильмы, и зарубежная классика 60-70х, и, конечно, много современного европейского кино, которое не часто встретишь на других каналах. Конечно, будет много авторского кино, хотя мучить зрителей радикальным артхаусом мы не собираемся.

РГ: На кинопоказ повлияет то, что вы стали совладельцем кинокомпании "Кино без границ"?

Роднянский: Нет. "Кино без границ" как работало ранее, так и далее продолжит работать со всеми без исключения телеканалами страны, исходя из своей собственной логики развития.
Быков против Гордона

РГ: Продолжая тему кино: на выходные в сетке "Пятого" появится программа "Картина маслом" с ведущим Дмитрием Быковым.

Роднянский: "Картина маслом" - это даже не параллельная, а альтернативная "Закрытому показу" программа. Она выходит в прайм-тайм, в воскресенье, в девять часов. Это не гетто для авторского кино, но передача, в которой можно обсуждать все то, что волнует, но о чем не успели поговорить с друзьями, коллегами. Где вы услышите полноценную дискуссию про "Аватар"? Мы сделали. Серьезно обсудили сериал "Школа" Германики. Дмитрий Быков ведь еще и школьный учитель, и школа волнует его как ничто другое.

С другой стороны, программа "Картина маслом" - замечательная платформа для того, чтобы можно было обсудить и специальные события. В частности, на "Пятом канале" производится хорошее документальное кино, Оксана Барковская руководит процессом, она и сама очень любопытный автор, сняла цикл фильмов "Монологи". Первый фильм в эфире о Егоре Гайдаре, построенный на монологе Маши Гайдар об отце. Он и стал отправной точкой для дискуссии в специальном проекте Дмитрия Быкова, который выйдет в эфир в ближайшую субботу.

Дмитрий Быков, как мне кажется, очень хорош в качестве ведущего. Его удивительно умение говорить импровизационно так, будто он над текстом работал много дней, производит впечатление.

РГ: После кинопоказа день завершает…

Роднянский: "Ночь на Пятом". Ведут ее - философ Александр Секацкий, писатель Илья Стогоff и киновед Константин Шавловский. Это очень серьезный, без скидок на "якобы телевидение" и на "якобы массовую" аудиторию, разговор о том, что на сегодняшний день может волновать людей, разбирающихся в литературе, в философских, интеллектуальных контекстах, в современном кинематографе и так далее.

Жизнь "А ля рюс"

РГ: Какие еще премьерные проекты заслуживают особого разговора?

Роднянский: Программа Александры Вертинской "А ля рюс". Вертинскую знают как одну из ведущих "Снимите это немедленно!". Я сам ее приглашал на СТС, мы с ней дружны. Но, несмотря на это, Александра ушла из той программы, потому что ей было не интересно, она же художник. Она всегда хотела делать такую программу, которую сейчас делает для "Пятого" - о влиянии русского народного промысла на современные художественные контексты.

РГ: Есть и еще премьера дебютантки в роли телеведущей - Юлии Снегирь.
 
Роднянский: Юлия - это актриса, которая играла главную роль в "Обитаемом острове", но здесь она открылась совершенно по-новому. Ее передача называется "Ключи от дома". В отсутствие хозяина дома ведущая - Снегирь - и кто-то из ее гостей приходят в дом и пытаются по окружаюещим их предметами и обстановке угадать характер хозяина дома. Это своеобразная психологическая игра.

РГ: Как настроить телевизор на "Пятый канал"?

Роднянский: Технологически канал очень быстро распространяется по стране и для нас главная проблема сейчас - это Москва. Над ней и работаем. На сегодняшний день "Пятый" уверенно принимают более, чем тысяча городов. Потенциальная аудитория - свыше 100 миллионов зрителей. Будет больше.