16.03.2010 00:50
Власть

Регионы переходят на формат информационной прозрачности

Преодолевая технические и прочие трудности, регионы переходят на формат информационной прозрачности
Текст:  Владимир Терентьев
Российская газета - Столичный выпуск: №53 (5132)
Читать на сайте RG.RU

В конце прошлой недели в Москве прошло Всероссийское совещание "Приоритетные задачи по переходу на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде". Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев сообщил, что специалистам из разных субъектов Федерации удалось "взломать лед разрозненности на пути создания электронного правительства".

Динамика реализации долгосрочного проекта "Электронная Россия" серьезно выросла в последние месяцы. В декабре президент страны Дмитрий Медведев провел заседание Госсовета, определены основные направления развития электронного правительства в субъектах России. Премьер-министр РФ Владимир Путин уже в феврале провел в Уфе заседание правительственной комиссии, посвященное теме внедрения информационных технологий в субъектах РФ. На недавнем совещании в правительстве страны регионам предписано представить к концу марта план действий по переводу госуслуг в электронный вид. В апреле планируется запуск социальной сети для чиновников - чтобы обменивались опытом решения проблем и перенимали удачные способы межведомственного взаимодействия.

По статистике, ежегодно поступает около 360 миллионов обращений граждан в органы госвласти. Виртуальные кабинеты "электронных правительств" - альтернатива очередям за нужной справкой. Но задачи "Электронной России" еще шире - повысить эффективность функционирования экономики, слаженность работы органов государственного и местного самоуправления, посредством информационных технологий и телекоммуникаций свести на нет коррупционную составляющую. Важные аспекты внедрения программы - информационная открытость и усиление контроля за целевым расходованием бюджетных средств.

В перечень показателей эффективности деятельности губернаторов вскоре будет включена работа по переводу госуслуг в электронный вид, заявил директор департамента государственной политики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи России Артем Ермолаев. Того же мнения придерживается и Совет при президенте РФ по развитию информационного общества. Более того, в 2010 году минфин планирует составить рейтинг бюджетной открытости регионов. Сигнал, как это принято говорить, более чем явный. Решено в рамках административной реформы повышать качество и доступность государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям. Извольте исполнять.

Регионы готовятся к реализации программы, сталкиваясь с двумя ключевыми сложностями. Технический аспект - недостаточная развитость инфраструктуры и неравномерная плотность населения (особенно это характерно для северных территорий). Второй аспект относится уже к области психологии. Общаясь с региональными органами власти, "федералы" сталкиваются с ментальной проблемой - чиновники не понимают, зачем нужно "электронное правительство".

Но в некоторых регионах уже достигнуты определенные успехи. В самом большом регионе России - Республике Саха (Якутия), несмотря на огромные расстояния и вечную мерзлоту, уже сумели обеспечить полноценное функционирование системы "электронного управления", в том числе через проведение совещания с представителями отдаленных населенных пунктов в режиме реального времени. Но этого мало. Уже в первой половине 2010 года на базе этой платформы будет формироваться "электронное правительство". Здесь возникает новая не только техническая, но и политическая проблема - необходимость повышения доступности государственных услуг для населения затруднена низким качеством каналов связи и традиционными для Севера высокими тарифами.

Опытные управленцы предостерегают от возможной неэффективности даже самой продвинутой информационной структуры - при отсутствии реального взаимодействия граждан и государства. В Якутии республиканские власти обеспечивают обратную связь, проводя в феврале каждого года встречи с избирателями в ряде населенных пунктов. Отчитываются о проделанной работе, объясняют планы республики и страны на ближайший год. Постепенно удается справиться с недоверием людей, вовлечь их в процессы функционирования государства.

Одно из средств слома психологического барьера - отчетность чиновников по расходным статьям бюджета. Якутская областная казна за последние годы стала гораздо более открытой для заинтересованных в такой информации налогоплательщиков. Развитие информационного общества, доступность информации об услугах государственной власти для населения - важнейший инструмент модернизации Якутии и России в целом, констатировал в одном из недавних интервью руководитель администрации президента Якутии Айсен Николаев. С помощью электронных инструментов регион планирует еще больше детализировать уровень раскрытия информации. К примеру, предоставлять гражданам все необходимые данные о финансировании строительства поликлиник и детских садов, уточнять планируемое расходование средств на благоустройство территории. Люди могут сообщать об отсутствии строительных работ там, где с финансированием объекта нет перебоев, и тем самым контролировать исполнение расходов бюджета. В дальнейшем республиканские власти надеются привлекать граждан к личному участию в разумном управлении средствами налогоплательщиков и способствовать этим формированию полноценного гражданского общества.

Решение проблемы информационного неравенства - вопрос времени и немалых усилий. Сейчас в ряде регионов страны ведется кропотливая работа по подготовке востребованности нового формата госуслуг. К примеру, в Югре (Ханты-Мансийский автономный округ) в 2007 году был запущен проект "Электронный гражданин". Курсы компьютерного ликбеза уже прошли более пяти тысяч человек - бюджетники, социально незащищенные слои населения и представители коренных народов. Официальный сайт привлекает жителей округа возможностью обратиться напрямую к губернатору. Интерес к решению вопросов on-line возрастает медленно, но верно. Если в 2006 году в организационно-контрольное управление администрации губернатора поступило 120 обращений граждан, к 2009 году это число выросло до 800.

С психологическим барьером сталкиваются и в Тюменской области - портал администрации пользуется низкой популярностью граждан, за последний год нашлось около трехсот "продвинутых пользователей". Власти решили развивать в сельских районах и городских округах сети пунктов коллективного доступа к Интернету, посетители которых могут рассчитывать на помощь консультантов.

Вскоре по всей России будут открыты центры общественного доступа для пользователей электронных государственных услуг. В отделениях почтовой связи, библиотеках можно будет посетить портал органа государственной или муниципальной власти. Для людей старшего возраста откроются центры телефонного обслуживания - у операторов "горячей линии" можно будет запросить информацию о режиме работы чиновников и необходимом наборе документов.

С развитием цифрового телевидения получить информацию о госуслугах можно будет с экрана обычного телевизора. Главное - убедить граждан России в практичности, удобстве, а также - пользе нового способа взаимодействия с представителями государства как по личным вопросам, так и в сфере бизнес-проектов. И в этом поможет опыт субъектов Федерации, ответственно подходящих к поручению главы государства обеспечить максимальную открытость региональной власти обществу.

Регионы