В год учителя московские школы (их больше 1,5 тысячи) решили пустить родителей на уроки. Для этого отвели нерабочую субботу - перед весенними каникулами. Мамы с папами могли посидеть вместе с чадом и убедиться, доходчиво ли учитель объясняет предмет. Или пообщаться с одноклассниками, чтобы понять, почему ребенок одинок. А во второй половине дня проводились "круглые столы" по проблемам образования, педагоги выслушали предложения и замечания от мам и пап. Ну и развлечения тоже были: школьные концерты, спектакли... Корреспондент "РГ" заглянул в близлежащие школы Северного административного округа.
...С утра в холле Центра образования N 1454 родители изучают расписание уроков, которое висит на видном месте. Ольга, мама семиклассника, переживает: "Сын получает тройки по математике. Говорит: просто меня учительница не любит. Хочу посмотреть, как он работает на уроке". Завуч ей подсказывает: "Открытые уроки сейчас идут в кабинетах 210, 211, 301..." "А у меня вопрос по питанию, - обращается другая родительница. - В столовой - всегда очередь. Дочка не успевает пообедать за перемену - берет бутерброды из дома. Можно ли отказаться от обедов?"
Чья-то беспокойная бабушка делится со школьным психологом: "Этот мальчишка - хулиган, мешает всему классу, почему его не выгонят из школы?" Психолог терпеливо объясняет, что такое решение принимает психолого-педагогическая комиссия, но при этом не обойтись без согласия его родителей. "Да им на сына наплевать!" - горячится пожилая женщина.
Среди собравшихся - больше всего тех, чьи дети только пойдут в первый класс. С 1 апреля начинается запись в школы, так что день открытых дверей оказался очень кстати. Можно познакомиться с педагогами, поговорить с директором или завучем. Центр образования N 238 считается школой полного дня, после уроков никто не болтается без дела - дети заняты в кружках и секциях. Чему научились - показали на праздничном концерте.
По соседству - в центре образования N 218 - тоже многолюдно. Но, как выяснилось, двери открыты лишь для родителей, чьи дети ходят по договорам в нулевой класс, или, как все называют, "дошколку". Сейчас здесь занимаются 90 претендентов в первоклассники, а свободных мест всего 20. Остальные займут дети из "приписанных" окрестных домов. "Всех наших не возьмут, - переживает бабушка, назвавшаяся Анной Васильевной. - А мы так рассчитываем... Деньги невелики - 2 тысячи рублей в месяц, но будет обидно, если придется искать другую школу".
Мамаши из очереди на собеседование просветили меня: учат в центре образования хорошо, в старших классах упор делается на химию и информатику. Но в школе царит строгая дисциплина и диктат администрации. Мне припомнилось, что в прошлом году 1 апреля - в день официального начала записи в школу - двери тут вообще были закрыты...
В этом году в Северном административном округе Москвы впервые проводилось общее собрание родителей первоклашек. Пришли около двухсот человек. На вопрос "Как попасть в хорошую школу?" начальник окружного управления дошкольного и общего образования Владимир Раздин честно ответил: "Гимназии проводят конкурс, ребенка смотрит комиссия, которая решает, сможет ли он осилить программу повышенной трудности. Насчет отбора в центрах образования - не знаю". Родители тут же ему назвали номера таких школ.
Относительно платных нулевых классов в школах, где по договорам готовят детей к учебе, чиновник дал понять: они не очень приветствуются, но закрывать пока их не будут. Все школы, у которых есть лицензия, а она выдается на три года или пять, будут работать.
Между тем мэр Юрий Лужков уже заявил, что в государственных образовательных учреждениях платная подготовка детей к учебе недопустима. Хотя законом это не запрещено. "Зачем открывать нулевые классы, если подготовительные группы в детсадах занимаются тем же самым бесплатно? - рассуждала по этому поводу руководитель департамента образования Москвы Ольга Ларионова. - Причем всех детей с пяти лет в обязательном порядке принимают в детсады вне очереди. Школам нет нужды этим заниматься. Позиция мэра доведена до сведения всех директоров - и сейчас с дошкольниками работают только те учреждения, которые раньше заключили договоры с родителями". Но, похоже, родителям важна не столько сама подготовка, сколько возможность оказаться потом именно в этой школе. К сожалению, то, что школа школе рознь - и по уровню подготовки, и по оснащению, многие москвичи знают по личному опыту.