17.03.2010 00:40
В мире

Бюджетный дефицит Великобритании сегодня равен 12,6 процента ее ВВП

Британия не знает, что делать с гигантским дефицитом бюджета
Текст:  Ольга Дмитриева
Российская газета - Федеральный выпуск: №54 (5133)
Читать на сайте RG.RU

Брюссель погрозил Лондону пальчиком: веди себя хорошо, а не то будешь стоять в углу. Между тем оказаться в углу, среди аутсайдеров, для признанной финансовой столицы мира было бы крайне зазорно и досадно.

Потеря статуса безоговорочного лидера среди мировых финансовых центров со всеми вытекающими отсюда последствиями могла бы серьезно подкосить экономику Британии, сидящей на игле финансовых операций лондонского Сити не менее плотно, чем государства Персидского залива сидят на игле своих нефтяных скажин.

Отчет Еврокомиссии, который должен быть опубликован в среду, предупреждает Соединенное Королевство, что паровоз его фискальной политики мчится по рельсам, которые ведут "не туда". И что если правительством Британии не будут приняты экстренные меры, то к установленному ЕС сроку - 2015 год - бюджетный дефицит Альбиона устранен не будет. В проект этого документа новостному агентству "Рейтер" довелось заглянуть еще во вторник, после чего в королевстве начались бурные дебаты о том, куда же стране плыть.

Закрутка гаек финансовой политики может оказаться для правительства Гордона Брауна смерти подобной

А плыть ей придется к очень далекому, да к тому же скалистому берегу. Сегодня показатель инфляции Соединенного Королевства является наивысшим среди всех развитых стран. А британский дефицит достукался до столь высокой отметки, что один из весьма авторитетных местных комментаторов высказал крамольное предположение: британская казна находится примерно в том же состоянии, что и продырявившаяся казна греческая. И в самом деле, сегодня дефицит Великобритании равен 12,6 процента ее ВВП. Евросоюз ставит условием снижение этого дефицита до отметки ниже трех процентов к 2014 -2015 годам. Между тем Брюссель пока не получил от Лондона сколько-нибудь вразумительного и убедительного бизнес-плана, доказывающего, что его экономика на правильном пути и что установленная Евросоюзом планка будет взята.

Пикантность ситуации для Лондона заключается, однако, в том, что он оказался между Сциллой и Харибдой: между законными требованиями со стороны Брюсселя и законными ожиданиями со стороны своего родного избирателя. Чуть более полутора месяцев отделяют Британию от всеобщих парламентских выборов, на чаше весов которых лежит будущее соперничающих в жестокой схватке правящей лейбористской партии и теневой консервативной. Закрутка гаек финансовой политики - к примеру, урезание социальных программ - может оказаться в этой ситуации для правительства Гордона Брауна смерти подобной. Все, что Браун отважился сделать до сих пор, это заморозить выплаты руководящим госслужащим.

Консерваторы, рвущиеся к власти, собирают на этом свой урожай: они поддакивают критике Брюсселя и обещают навести "порядок в доме", как только их туда допустят. Мало того, экс-министр финансов последнего консервативного правительства Кеннет Кларк широковещательно заявляет, что, если лейбористы победят на майских выборах, на мировых рынках разразится паника, иностранный инвестор побежит прочь с Альбиона, а фунт стерлингов рухнет как подкошенный.

Читать эти пророчества следует, вероятно, с серьезной поправкой на политагитацию и пропаганду, однако фактом является то, что дела в Британии и в самом деле идут нынче не самым лучшим образом. Недаром впервые с 2007 года консалтинговая компания

Z/Yen развенчала Лондон как единоличного лидера мировых финансовых столиц и поставила с ним сегодня на одну ступеньку Нью-Йорк.

Великобритания