17.03.2010 00:20
Общество

Психологи убеждены: нет плохих детей, есть дети, которым плохо

Психологи убеждены: нет плохих детей, есть дети, которым плохо
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Столичный выпуск: №54 (5133)
Читать на сайте RG.RU

"Психолог и родители: диалог в интересах ребенка". На одноименном "круглом столе" к нему призывали психологи, психотерапевты и педагоги. Они собрались вчера в Центре развития межличностных коммуникаций, который курирует супруга премьер-министра России Людмила Путина.

Адресат - обуреваемые амбициями родители, те, кто пытается впихнуть в "школьный ранец" неподъемные для маленького человека обязанности, цели, задачи... "Бизнес-план" семилетнего ребенка, который только собирается учиться, настолько его пугает, что 80 процентов первоклассников вообще не хотят садиться за парту. Согласитесь, еще лет двадцать назад счастливое предвкушение школы было нормой.

- Неадекватные требования к малышам и плохие методики дошкольной подготовки привели к тому, что в первый класс приходит человек с "убитой" мотивацией, он уже знает, что такое неудача, плохая отметка, что такое "я не смогу, а мама будет недовольна", - с горечью говорит директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.

Что удивительного в том, что все больше первоклассников страдают расстройствами чтения и письма, если во многих передовых школах, работающих по знаменитой "занковской" системе, к первому сентября дети должны уметь читать? Кто их этому учил и как? Хорошо, если подготовленный воспитатель в саду. А если нервная мамаша по методике "кнута и пряника"? "Азбука", по которой работают в "продвинутых" школах, имеет гриф мин обрнауки.

- Но почему у этой книги нет грифа "Проверено психологами и психиатрами?" - сетует учительница начальных классов Наталья Дорофеева.

О психиатрах на "круглом столе" речь зашла не просто так. Визитом к этому специалисту заканчиваются порой эксперименты с престижными школами, где дети стараются прыгнуть выше своей головы, лишь бы соответствовать родительским представлениям о жизненном успехе.

- Симптомы психических расстройств в школьном возрасте размыты, - подхватывает нить разговора специалист по детским самоубийствам, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов Елена Вроно. - Это взрослый человек вам скажет, что у него депрессия. А ребенок лишь пожалуется, что "скучно и все болит". Болезнь может маскироваться тем, что третьеклассник хамит, кричит. Родители и учителя - в один голос о плохом характере, а у него депрессия и, в конце концов, попытка покончить с жизнью.

Родители часто предпочитают мифологизировать свои проблемы: так всегда бывает, когда что-то непонятно и страшно. Так, к примеру, появился миф о детях индиго. Ведь это же гораздо легче придумать, что у тебя ребенок небывалой талантливости и необычности, чем преодолеть свой страх - "повесят ярлык ненормального" - и обратиться к психиатру.

- Отец приводит на консультацию мальчика, сообщает, что тот, видимо, "индиго", поэтому третья школа с ним не справляется, - рассказывает психиатр. - Пока мы беседуем, мальчик перевернул вверх головой весь мой кабинет, развязал шнурки на моих ботинках, я с трудом спасла от его зубов свою ручку с золотым пером. А папа требует подтверждения: сын гениален.

Есть еще одна ловушка, в которую попадаются современные родители. Это иллюзия информированности, которую дает Интернет, и другая - что все можно вылечить самостоятельно. Действительно обычный ход: войти на форум, примерить на себя то, что обсуждают другие родители, и сходить в аптеку. Это же какой для себя любимого стресс: пойти к врачу, а тот наверняка будет расспрашивать, какая атмосфера в доме, выпивает ли папа, часто ли сын остается дома один!

Семья и дети