17.03.2010 16:25

Инга Рантала: Мы хотим навсегда уехать из Финляндии в Россию

Финские власти подготовили обличающее досье на родителей Роберта Рантала
Текст:  Надежда Ермолаева
Читать на сайте RG.RU

Роберт Рантала останется в доме своих родителей до суда, дата которого пока не определена.

Так,  на время будет решен спорный вопрос, возникший между семьей Рантала и социальными властями Финляндии, которые в феврале забрали семилетнего ребенка Инги и Пекки в приют. Такое решение финские власти приняли после нелепого инцидента: в школе мальчик сказал, что мама его шлепнула и, если у него возникнут в Финляндии проблемы, то семья увезет его в Россию.

Пока супруги Рантала пытались через министерства и ведомства вернуть себе ребенка, Роберт сам сбежал из приюта домой. "Я хочу жить со своими родителями", - заявил он.

Оказавшись в такой тупиковой ситуации, социальные службы Финляндии отказываются давать какие-либо комментарии. Детский омбудсмен Суоми Мария Кайса Аула в беседе с корреспондентом "РГ" сказала, что финское законодательство не дает ей права комментировать отдельные случаи и даже запрашивать по ним информацию. "Вам стоит обратиться в социальные службы города Турку или в министерство здравоохранения", - пояснила она. Однако никто из упомянутых чиновников не стал давать по делу никакой информации, сославшись на то, что все документы засекречены.

Тем временем финские СМИ сообщили, что ситуация в семье Рантала весьма непростая. У властей якобы существует внушительное и нелицеприятное досье на родителей Роберта. Его содержание озвучат в суде, на котором и будет решаться судьба ребенка.

Существование определенных проблем в семье Рантала признал и Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов, находящийся сейчас в Финляндии. Он сообщил, что не имеет права раскрывать подробности этих проблем, которые выявили финские органы социальной защиты в этой семье. Но отметил, что "не все так просто, как казалось".

"Я считаю, что не все потеряно, семья готова полностью восстановиться, готова заботиться о ребенке, и сам Роберт хочет жить с родителями", - добавил Астахов.

Мы обратились к матери Роберта Инге Рантала и ее адвокату Йохану Бэкману с просьбой рассказать, как они намерены защищаться в суде.

комментарий

Инга Рантала, мать Роберта Ранталы:

Мы очень надеемся, что Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов будет добиваться, чтобы наш ребенок остался в семье и дело не дошло до суда. Но если власти Финляндии не дадут гарантий того, что они не придут и не заберут Роберта в приют, мы будем предпринимать более решительные действия. Сейчас мы всерьез рассматриваем возможность всей семьей переехать в Россию.

Мы предполагаем, что в настоящее время власти решили оставить Роберта в семье до суда. И сейчас социальные службы тщательно готовятся к судебному процессу, чтобы обвинить нас в том, что мы являемся плохими родителями.

В последнее время финская сторона ведет себя очень осторожно, опасаясь ненужной огласки. Тем более что финны теперь и сами осознали, что нарушили не только внутренние законы страны, но и международные, когда забрали ребенка в приют. Однако несмотря на это, власти Финляндии намерены защищаться. Ведь им же надо как-то объяснить, почему они применили крайние меры и отобрали у нас Роберта. Иными словами бюрократическая машина Суоми будет защищать свое решение, пусть даже если оно было незаконным и для него не было оснований.

Я считаю, что во всем этом скандале виновна учительница Роберта, которая почему-то решила позвонить в социальные службы. Сейчас она извиняется и говорит, что сделала только один звонок властям. Ситуация была очень некрасивая. Учительница после того, как Роберта обидели в школе, влезла к нему в душу и вырвала у него некие признания. Потом, не разбираясь в том, правду или неправду сказал ребенок, пожаловалась социальным службам. Сейчас выяснилось, что никто даже не шлепал Роберта. Просто-напросто я поторапливала сына в школу и кинула ему одежду. Это что преступление?

Финские власти испугались, когда Роберт сказал, что мама намерена увезти его в Россию. При этом никто не стал разбираться в том, что наши паспорта уже более двух лет как просрочены. После того, что ребенок наговорил в крайне эмоциональном состоянии, он попал в приют. Был вынужден бежать домой. И мы сделаем все, чтобы его защитить.

Проблема заключается в том, что мы сейчас фактически не являемся опекунами своего ребенка. Мы не приглашены в суд, ни на слушания. Более того, власти сейчас занимаются судьбой Роберта, распределением его в другую финскую семью. У нас есть документы, подтверждающие намерение социальных служб. И именно это является нашим козырем. Мы докажем, что оснований забирать ребенка из семьи не было и что власти применили крайние меры.

Я также хочу указать на то, что в результате этого скандала моему ребенку была нанесена не только психическая, но и физическая травма. В приюте Роберта ударили. Кроме того, он сильно отстал от школьной программы. Ведь с тех пор, как его забрали в приют, его тут же вычеркнули из школьного реестра. Сейчас, когда Астахов находится в Финляндии, я отпустила Роберта в школу. Но завтра правозащитник уедет, и я буду каждый день бояться, что мой ребенок не вернется домой, а окажется в приюте. С такими постоянными страхами жить в Финляндии невозможно. Поэтому мы и думаем уехать всей семьей в Россию. И мы будем готовить для отъезда официальные бумаги.

Йохан Бэкман, адвокат и официальный представитель семьи Рантала:

Мы собираемся подать в суд на социальные службы Финляндии и обвинить их в служебных преступлениях. У них не было законных и иных оснований забирать Роберта из семьи. Я лично изучал все бумаги, в том числе те, на которых стоит гриф "секретно". Из них можно сделать вывод, что социальные службы превысили полномочия и применили в отношении семьи Рантала крайние меры.

Кроме того, из этих документов видно, что ребенок говорит очень путано и противоречиво. Но на основании его слов власти без суда решили забрать ребенка из дома и планируют отдать его в другую семью.

Кроме того, сейчас отец Роберта Пекка Рантала пытается получить российское гражданство. Семья рассчитывает, что когда все они станут гражданами России, Москва получит право потребовать возвращения Роберта его родителям.