18.03.2010 00:35
Экономика

Торговый павильон поставил под угрозу остановки реализацию проекта "Большая Ленинградка" в Москве

Большую Ленинградку остановил маленький павильон
Текст:  Ольга Нестерова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №56 (5135)
Читать на сайте RG.RU

Печальный случай со сносом домов в "Речнике" перепугал всех собственников недвижимости (и больших, и малых).

Неужели государство может так бесцеремонно отнимать и крушить частную собственность? Но не все так просто в этом вопросе. И пример тому - павильон, ставший непреодолимой пока преградой на пути грандиозной стройки. Столичные власти уже третий год ничего не могут поделать с торговой точкой, мешающей реконструкции Большой Ленинградки. Город, может, и рад бы решить дело бульдозером, но у собственников есть договор аренды на землю, разрешение на строительство, куча заключений и согласований со столичными инстанциями, подписанных не рядовыми чиновниками.

Корреспондент "РГ" попытался разобраться в этой истории.

Прокол

Возле метро "Сокол" - огромный котлован, гремят механизмы, высятся краны. Идет строительство транспортной развязки на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе. На нечетной стороне проспекта между пожарной частью и облупленным входом в метро, закрытым на ремонт, вплотную втиснут торговый павильон. Над ним вывеска "Ювелирный на Соколе" - прямо на фоне золотых куполов храма Всех Святых.

В 2000 году ООО "Валентина 1" арендовало здесь четыре земельных участка сроком на 20 лет, на одном из которых выросло капитальное сооружение. Теперь павильон нужно сносить. Но собственники ни в какую... И, как выяснилось, город пока бессилен.

Руководитель департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко на "деловом завтраке" в "РГ" сетовал, что из-за этой палатки тормозятся работы на Ленинградке. Надо перекладывать дорожные коммуникации, а они почти под павильоном. По этой причине стройка не раз оказывалась под угрозой остановки.

- Ко мне на прием, - рассказал Левченко, - когда-то приходила одна из хозяек, но о цене не сговорились. Мы предлагали выкупить строения за 60 миллионов рублей, а она тогда запросила 180 миллионов...

Теперь уже собственники другие, и цены поднялись... "Пока пробуем вести коммуникации через прокол", - говорит Левченко. Хотя это не лучший вариант.

Префект Северного административного округа Олег Митволь настроен решительнее. По его мнению, "прокол" совершили его предшественники на этом посту, незаконно разрешив аренду участков и строительство павильона.

- Стационарное сооружение стоит на газовой трубе высокого давления - в нарушение всех норм,- заявляет Митволь. - Город уперся в него и ничего не может поделать. Как кость в горле. Уже год из-за этого не открывается вход на станцию метро "Сокол". Это доставляет массу неудобств жителям.

Надо договариваться

Прошлым летом тут возникла даже аварийная ситуация. Жильцы окрестных домов пожаловались на запах газа. Приехали сотрудники МЧС, милиции, "Мосгаза". Возле павильона раскопали яму - и специалисты обнаружили утечку. А рядом - пожарная часть, где хранится топливо...

В ООО "Валентина 1" это отрицают, считая, что вызов МЧС и газовой службы был затеян с одной целью: отобрать у них лакомый кусок земли у метро.

- Видели мы этот цирк летом, - комментирует заместитель гендиректора ООО Марина Антонова. - На самом деле труба проходит не под нами, а вдоль трассы. Ее обрезали, а кусок до сих пор в котловане торчит.

Но если павильон стоит на газовой трубе, то как чиновники дали разрешение на его возведение? Возникает и другой вопрос: разве они не знали о предстоящей реконструкции Ленинградки, подписывая договор об аренде участков?

- Это ведь когда было? - отвечает главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. - Сразу после дефолта - в 2000 году. Нужно было развивать мелкий бизнес, торговлю. Тогда еще не было речи о расширении Ленинградки.

"Валентина" не согласна

О том, что арендуемые земельные участки (по адресу: Ленинградский проспект, 73, строения 1, 2, 3, 4) попадают в зону строительства транспортной развязки, стало известно еще в 2007 году. Тогда вышло и распоряжение правительства Москвы об их изъятии для государственных нужд. Под снос попали 22 организации, которые добровольно съехали, получив крупные компенсации. Все, кроме "Валентины 1", которая не захотела расставаться с доходным местом.

В 2008 году по поводу изъятия этих четырех участков на Ленинградском проспекте, 73, выходит еще одно распоряжение, подписанное мэром Москвы. В нем даже указана предполагаемая стоимость расположенных на них строений, а также подлежащих компенсации убытков, в том числе упущенной выгоды.

По оценке 2007 года она составляла почти 120 миллионов рублей. Учредители "Валентины 1" согласились на выкуп только двух участков. А с двумя оставшимися, которые вплотную прилепились к метро, вышла заминка. "Валентина" не согласна с размером компенсации.

Городскому департаменту земельных ресурсов ничего не оставалось, как обратиться с иском в Арбитражный суд Москвы. Если "Валентина 1" не согласится с размером компенсации, то ее определит суд, исходя из рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Так что ювелирный павильон может стать для города воистину золотым. Но кто из чиновников, подписывая бумаги 10 лет назад, об этом подумал?

Компетентно

Иван Сбитнев, управляющий партнер юридической компании:

- Подобные ситуации нередко спровоцированы самими чиновниками. Сужу по своей практике: в арбитражных судах оспаривается немало дел, которые касаются собственности и физических, и юридических лиц. Например, государственные органы часто находят основания для признания недействительными ранее заключенные сделки по приватизации нежилых помещений, которые с легкой руки тех же столоначальников были приватизированы в 90-е годы. И вместо того чтобы наказать чиновника, нарушившего закон, власть обращается в суд, чтобы отобрать чью-то собственность. Так проще. Поэтому совет: при заключении имущественных сделок, в том числе с госорганами, надо проявлять должную осмотрительность, даже если чиновники готовы идти у вас на поводу. В случае судебного разбирательства нарушение все равно всплывет.

А если документы оформлены как надо, закон будет на стороне собственника.

Инфраструктура Москва Столица