Инновационные подходы к организации системы профессиональной подготовки кадров для туризма. Какими они должны быть?
Вопреки критике, раздающейся в адрес правительства о чрезмерном "увлечении" инвестиционной составляющей, хочется возразить: а что еще можно предложить российской экономике для преодоления хронического отставания в технологической сфере? Ведь ни для кого не секрет, что мы уже давно исчерпали возможности "догоняющего развития"... Кроме того, быстро бежать и догонять совсем не одно и то же. Совершенно очевидно, что где-то необходим решительный "прорыв" и одной из таких сфер, несомненно, должен стать туризм, объединяющий в себе новейшие достижения в области информационных технологий и гуманитарных исследований.
В целом российская сфера туризма, несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса, в последние 5-7 лет развивалась с положительной динамикой, чему способствовало устойчивое развитие экономики страны. Однако существуют и серьезные проблемы, или так называемые "болевые точки", которые ограничивают его стабильное развитие, к ним в первую очередь можно отнести недостаточное развитие туристской инфраструктуры, высокие цены на транспортные услуги, отсутствие эффективной инвестиционной политики в сфере туризма и дефицит квалифицированных кадров.
В этой связи весьма насущным становится поиск эффективных путей взаимодействия высшего образования и корпуса работодателей в том числе посредством государственно-частного партнерства (ГЧП) как новой общественной идеологии и специфической проектной модели взаимодействия государства и бизнеса. Модель ГЧП апробирована и успешно развивается. Анализ зарубежного опыта использования ГЧП показал, что в каждой из стран "большой семерки" имеется своя наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП.
Так, в США такой отраслью являются автодороги (32 из 36 проектов), в Великобритании - здравоохранение (123 из 352 проектов) и образование (113 из 352 проектов), в Германии - образование (24 из 56 проектов), в Италии, Канаде и Франции - здравоохранение. Именно партнерство с частным бизнесом позволит власти привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы и в первую очередь инвестиции, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на предпринимательский сектор основную часть рисков и в то же время сохранить объекты пользования в государственной собственности.
В этой связи возникает необходимость формирования специальных институтов ГЧП, которые бы смогли определять его стратегическое развитие на долгосрочную перспективу. Важность проблемы взаимодействия государственных органов и частных структур в современных условиях приобретают особую значимость, что было подчеркнуто в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Несмотря на сложности организации взаимодействия, российские работодатели готовы к такой форме партнерства и заинтересованы в оказании финансовой поддержки учреждений образования, готовящих квалифицированные кадры. Национальный проект "Образование" показал, что во многих регионах РФ бизнес активно участвует в финансировании образовательных программ. Так, по данным Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ, программы начального и среднего профессионального образования практически в равной степени финансируются как государством, так и бизнесом. В 2007 году средства федерального бюджета в проекте составили 1,8 миллиарда рублей, а средства софинансирования, поступившие, в том числе и от работодателей, перекрыли объем государственной поддержки и составили 1,9 миллиарда рублей. В 2008 году эта цифра уже составила 4 млрд рублей. Вместе с тем, по словам вице-премьера РФ Александра Жукова, софинансирование бизнеса превысило государственное финансирование и составило в 2008 году 5 миллиардов рублей. Подобная тенденция сохранилась и в 2009 году, что подчеркивает значимость проекта и его востребованность, в первую очередь среди работодателей.
В субъектах РФ институты ГЧП получают новое развитие. Наряду с Федеральными ресурсными центрами создаются советы, комиссии, различные совещательные структуры, которые занимаются прогнозированием потребностей в кадрах, совместно с образовательными учреждениями разрабатывают учебные планы и программы.
Такие Федеральные ресурсные центры и иные структуры успешно работают в Томской, Нижегородской, Архангельской и Тверской областях, Алтайском крае и других регионах. Однако усилия этих структур направлены в основном на подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей промышленного производства, а не для сферы туристских услуг, которая динамично развивается и требует разработки Концепции Ресурсных центров для подготовки кадров в сфере туризма.
В свою очередь непосредственно в организационно-распределительную структуру этого ресурсного центра могут войти следующие подразделения: Федеральный ресурсный центр региона (ФРЦР), образованный на базе крупного государственного университета; отделения ФРЦР в субъектах РФ; региональные ресурсные центры (подцентры) ФРЦР, которые могут быть созданы в крупных городах региона на базе вузов или иных учреждений профессионального образования.
Именно по такой схеме развивается система профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма в рамках ФГОУ ВПО "РГУТиС", который одним из первых в стране применил опыт успешного взаимодействия университета с бизнесом. И эта схема работает уже 15 лет.
Следует отметить, что создаваемая система должна быть ориентирована на постоянную генерацию кадрового потенциала с учетом заданных параметров: численности, квалификационного состава, качества трудовых навыков и пр.
При этом она должна быть многофункциональной, что предполагает использование ее возможностей для обучения и переподготовки кадров в трудоизбыточных регионах, а также при перепрофилировании крупных промышленных производств и предприятий, имеющих градостроительное значение в моногородах.
Первые шаги для реализации этой системы уже сделаны, среди них, к примеру, можно выделить организацию Центра дополнительного образования (ЦДО) по обучению и переподготовки кадров для сферы туризма в г. Кисловодске.