19.03.2010 00:40
Экономика

Нормативно-правовая база отстает от развития медиабизнеса

Нормативно-правовая база отстает от развития медиабизнеса
Текст:  Екатерина Власова Татьяна Шадрина
Российская газета - Столичный выпуск: №57 (5136)
Читать на сайте RG.RU

Что общего между лесопилкой и средствами массовой информации? На первый взгляд ничего, но общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) сообщает, что и лесопилка, и СМИ принад лежат к одной отрасли - обработка древесины и производство изделий из дерева.

Такой очевидный парадокс и то, что средства массовой информации давно "доросли" до позиционирования себя как отдельной отрасли экономики давно заставляют и самих представителей СМИ, и чиновников, отвечающих за развитие медиасектора, заняться организацией отрасли. Именно этому вопросу и была вчера посвящена коллегия минкомсвязи под председательством главы ведомства Игоря Щеголева.

Открывая коллегию, Щеголев отметил, что сегодня фактически нормативно-правовая база отстает от активного развития медиа-бизнеса. По его словам, "закон о СМИ за время существования не пережил ни одной принципиальной правки. Нужно найти адекватное решение этой проблемы и определить необходимые изменения в нормативно-правовую базу".

Тема позиционирования медиабизнеса как отрасли стала систематически обсуждаться с мая 2009 года - тогда на заседании коллегии и был сформулирован тезис о необходимости закрепления отрасли как единого элемента в системе социальных и экономических институтов. Тем более что объективных факторов для такого позиционирования достаточно. Все признаки единой отрасли налицо - от производства продукции до ее распространения. На протяжении последних лет СМИ в целом и каждый отдельный сектор демонстрируют хорошую динамику развития и устойчивость. По данным же Росстата, в СМИ (без учета интернет-проектов) на сентябрь 2009 г. было занято 0,16 проц. всех работающих в российской экономике. А если приплюсовать к ним работающих в полиграфии, то эта доля вырастет до 0,25 проц.

По словам директора департамента госполитики в области СМИ минкомсвязи Екатерины Лариной, в совершенствовании прежде всего нуждается ОКВЭД, в основе которого лежит советская логика. "В Советском Союзе сфера СМИ не была бизнесом", - отметила она. В результате СМИ в этом документе отнесены к разным сегментам. Другая задача, которую, по словам Лариной, нужно будет решить при позиционировании СМИ как отдельного сектора экономики, - это создание отраслевой стратегии развития, которая сформирует условия для "повышения капитализации и конкурентоспособности медиакомпаний". Глава минкомсвязи поручил завершить работу по изменениям в нормативно-правовую базу, которые обеспечат выделение сферы СМИ и массовых коммуникаций в отдельную отрасль экономики, во втором квартале этого года.

Кроме развития средств массовой информации на коллегии минкомсвязи обсуждались и перспективы отечественных отраслевых научных организаций. По словам Игоря Щеголева, они должны быть способны внедрять свои научные разработки в производство. Для этого им необходимо будет сосредоточить внимание на тех продуктах, которые достаточно быстро можно поставить на поток, например на базе технопарков.

Щеголев отметил, что пока наши научно-исследовательские институты "много воздуха греют". Они занимаются заказами для Евросоюза и других зарубежных организаций, а наша промышленность остается без особого внимания. Поэтому, по словам министра, необходимо выработать механизм, чтобы отечественные производители получали доступ к информации о ведущихся научных разработках или могли заказать необходимое им исследование. В дальнейшем предполагается создать виртуальный бизнес-инкубатор, в рамках которого будет и этот раздел, а также необходимые рекомендации для организации современного производства на территории России. Пока же, по словам Щеголева, в сентябре необходимо организовать конференцию и пригласить в бизнес и науку, чтобы они могли найти общий язык.

Зашла речь и о кадрах. Профильные вузы обеспечивают выпуск специалистов, которые обслуживают телевещательное оборудование, занимаются радиочастотным спектром и электромагнитной совместимостью, всего на 80 процентов от запросов работодателей. По сообщению представителей организаций, за три последних года к ним не пришло ни одного нового специалиста радиочастотного спектра и электромагнитной совместимости. Тем временем работодатели исчерпывают потенциал специалистов, подготовленных в прош лом. Игорь Щеголев обещал рассмотреть кадровый вопрос на одной из коллегии ведомства и сообщил, что в мае будет составлен отраслевой рейтинг научных институтов. А к концу года оценят эффективность их деятельности и в дальнейшем будут делать выводы. Кроме научных программ планируется учитывать число заключенных контрактов, тенденцию омолаживания коллектива и наличие прорывных наработок.

Бизнес Минцифры