Сегодня одна из главных проблем туристической отрасли - подготовка квалифицированных кадров. Работодатели считают, что уровень подготовки специалистов всех ступеней не отвечает потребностям рынка.
По оценкам экспертов, в настоящее время отраслевые потребности в специалистах обеспечиваются лишь на 55%, и это касается всех подразделений туристической отрасли. При этом выпускники туристических вузов не могут найти работу после окончания учебного заведения. Это значит, что туристическое образование в России нуждается в реформировании, считают представители вузов и турбизнеса.
Так сложилось, что государственных вузов, которые готовят специалистов в области туризма, в России нет. Все профильные вузы готовят студентов на коммерческой основе, имея госаккредитацию. Как считает депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике Гульнара Сергеева, сегодня политика учебных заведений не всегда согласуется с потребностями рынка, в основном преобладает коммерческий интерес. Идет ориентированность на высшее образование. А востребованы прежде всего специалисты со средним специальным образованием.
В последние годы во многих государственных вузах открываются факультеты или кафедры, на которых преподается туризм на бюджетной основе. Как правило, с привязкой к специфике вуза или факультета: рекламной, финансовой, экономической, спортивной, управленческой.
Однако, как считает ректор Российской международной академии туризма Игорь Зорин, такой переход к бесплатному образованию не пойдет на пользу туристической отрасли, кадры для туризма надо готовить только на внебюджетной основе.
- Туризм - это не бюджетная сфера, это сфера бизнеса, и его задача создавать и пополнять бюджет, мы должны подготовить специалистов, которые смогут вести бизнес и рисковать, - говорит Игорь Зорин, - поэтому подготовка специалистов для туристической отрасли должна быть только платной и ориентированной на практическую деятельность. В государственном вузе иначе поставлены программы, они готовят теоретиков.
Сегодня кадры для туротрасли готовят на основе двух образовательных стандартов: социально-культурный сервис и туризм и "туризм" с рядом специализаций: ресторанный сервис, гостиничный сервис, туроператорские и турагентские услуги и другие профильные специальности. В ближайшее время в отдельную специальность планируется выделить "гостиничное дело", пока она существует в рамках специальности "туризм". Студенты, выбравшие эту область, изучают не только "туристические" дисциплины, но также, например, психологию и конфликтологию.
Велика вероятность, что в этом году в соответствии с подписанной Россией Болонской декларацией официально будет введена новая структура образования: бакалавриат и магистратура. Однако такую структуру образования уже сегодня применяют многие вузы, в том числе и специализирующиеся на туризме. По словам Игоря Зорина, эта практика давно существует.
- Большинство учебных заведений, в том числе и за рубежом, готовят специалистов со степенью бакалавра, - говорит Игорь Зорин, - три-четыре года вполне достаточно, чтобы подготовить менеджера по специальности.
Как считают эксперты, в интересах туристической отрасли - сделать акцент как раз на бакалавриате. Кроме того, необходимо поднимать престиж среднего специального образования, ведь основная нехватка кадров в туристической и смежных отраслях - это как раз специалисты среднего звена с профильным образованием.
- Для подготовки туристического, гостиничного или ресторанного менеджера может быть достаточно среднего специального образования., - считает ректор Российского государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин. - Те, кто намерен двигаться дальше и делать серьезную карьеру в туризме, могут пойти учиться в вуз. Однако в России и среднее специальное образование, и бакалавриат воспринимаются как "второсортное" образование. Необходимо поднимать престиж такого образования в целом.
Сегодня нет необходимости в таком количестве специалистов, имеющих высшее образование, которое выпускают профильные учебные заведения. По экспертным оценкам, 80% работающего в туризме персонала - среднее звено. Кроме того, образовательные программы порой не соответствуют реальным потребностям индустрии, у студентов отсутствуют необходимые практические навыки. Речь идет о прохождении практики студентами.
Выпускники испытывают трудности при приеме на работу, при этом имея завышенную самооценку и претендуя на высокую зарплату. Об этом же говорят и руководители турфирм, которые далеко не всегда довольны уровнем подготовки выпускников туристических вузов.
- К сожалению, сегодня ни одно учебное заведение не готовит специалистов, способных приступить к работе в туристической компании после окончания вуза, - говорит заместитель гендиректора компании "Асент Тревел" Евгений Судьбин. - Порой выпускники имеют очень приблизительное представление о туризме, не знают даже географию и не владеют иностранным языком. Максимум, что можно предложить такому студенту, - это работа секретаря.
С таким мнением согласна и Наталья Новикова, директор по маркетингу компании "ВКО Групп".
- Главная беда выпускников туристических вузов - отрыв от практики. Нам приходится переучивать тех, кого мы берем на работу, так как они страшно далеки от реальности турбизнеса. Я считаю, основная проблема в том, что их учат "теоретики", а не практики турбизнеса.
Возможно, ситуация скоро может измениться? Как рассказал Александр Федулин, осенью в России начнет работать Центр дополнительного образования (ЦДО) для сферы туризма. Он будет готовить специалистов среднего звена: горничных, официантов, экскурсоводов, водителей, консьержей, операторов продаж для турфирм и других специалистов среднего звена. ЦДО рассчитан на тех, кто уже работает в сфере туризма, но им не хватает необходимых знаний и навыков. Также в ЦДО смогут получить образование люди и других профессий, никогда не работавшие в туризме. Перечень специальностей и программы сейчас дорабатываются, их будет около 40.
Главная проблема, которую придется решить, - подготовка самих преподавателей, которые будут учить студентов в ЦДО. Так что параллельно в центре будут готовить и преподавателей. Программа для преподавателей будет разработана при участии ведущих зарубежных учебных заведений. Создание ЦДО вошло в проект "Комплексной программы подготовки кадров для сферы туризма", разработанной министерством спорта, туризма и молодежной политики.
С тем, что подобные центры необходимы, согласны и туроператоры.
Как считает Евгений Судьбин, ситуацию могло бы исправить создание центров переподготовки специалистов, в которых преподавали бы практики турбизнеса, а студенты - это успешные люди с любым другим высшим образованием, которые хотели бы работать в туризме. Причем за обучение платили бы и сами студенты, и работодатели, которые хотят получить конкретного специалиста.
Между тем Игорь Зорин полагает, что туроператоры просто не работают с хорошими вузами.
- Мы отправляем студентов на стажировку с первого курса, и ни одна турфирма никогда не оставляет без внимания хорошего студента. В результате он начинает работать, некоторые переходят на вечернюю или заочную форму обучения. В результате все способные ребята у нас к третьему курсу разобраны.
С третьего курса в вузах обычно начинается специализация. Большинство студентов, как отмечают представители образовательных учреждений, выбирают "гостиничное дело". Однако они сетуют, что студенты, прошедшие стажировку за рубежом, по возможности остаются там работать. А сегодня эта специализация наиболее актуальна в России, ведь в недалеком будущем встанет вопрос о кадровом обеспечении Олимпиады в Сочи. Создание ЦДО и программа подготовки кадров для турот расли, по словам Александра Федулина, никак не связаны с подготовкой кадров для Олимпиады в Сочи. Тем не менее, по предварительным оценкам, для обслуживания участников и гостей Олимпиады потребуется 170 тыс. среднего персонала, возможно, в результате реализации программы эти кадры появятся.
Ежегодно российские вузы выпускают около 25 000 специалистов в области туризма. Всего в России 401 образовательное учреждение высшего и среднего профессионального образования занимается подготовкой кадров для туристической отрасли, таковы данные Ростуризма. По данным мониторинга сферы образования, наибольшее количество учебных заведений (около трети) приходится на Центральный федеральный округ, далее следует Южный федеральный округ - около 17%. 13% учебных заведений приходится на Приволжский федеральный округ, а наименьшее количество в Дальневосточном федеральном округе - 6%