22.03.2010 10:25

Какое кино получит господдержку

Какое кино получит господдержку?
Текст:  Варвара Карпеева
Читать на сайте RG.RU

В пятницу в Белом доме прошло заседание Попечительского совета Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

2,86 млрд. рублей из госбюджета будут в виде субсидий перечислены от Министерства культуры РФ Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, из которых 2 млрд. рублей, по словам исполнительного директора Фонда С. А. Толстикова, будут поровну поделены между восемью лидирующими отечественными продюсерскими кинокомпаниями: "СТВ" (Сергей Сельянов), "Дирекция кино", "Тритэ" Никиты Михалкова, "Централ партнершип", входящая в холдинг "Профмедиа", "Профит" Игоря Толстунова, "Art Pictures" (Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский), "Базелевс" Тимура Бекмамбетова и "Рекун ТВ" (Валерий Тодоровский).

Напомним, что в предыдущие годы финансирование производства и проката национальных фильмов за счет средств федерального бюджета осуществлялось Минкультуры России. В ноябре 2009 года было решено создать специальный фонд поддержки кинематографа, в распоряжение которого в 2010 году поступит 2,86 миллиарда рублей. Продюсерским компаниям, не вошедшим в число лидеров кинопроизводства, в этом году через Минкультуры России будет выделено в качестве субсидий лишь около 850 миллионов рублей на поддержку детского, авторского и экспериментального, дебютного, анимационного, документального и научно-популярного кино.

Такая система будет действовать, по крайней мере, в ближайшие два года. Вице-премьер правительства Александр Жуков, входящий в попечительский совет фонда, подчеркнул на заседании, что "необходимо отталкиваться от четко выверенных критериев, прозрачных для всех; здесь не должно быть какой-либо вкусовщины".


Прежде всего учитывалось то, что компании на протяжении продолжительного времени выпускали картины, пользовавшиеся зрительским спросом. Кассовая выручка не бралась в расчет, поскольку в разные годы фильмы выходили на разных количествах экранов. Также рассматривались: посещаемость, телерейтинги, участие в крупнейших кинофестивалях (Каннском, Венецианском, Берлинском и Московском), полученные призы и награды ("Оскар", "Золотой орел", "Ника"), продолжительность деятельности на рынке и активность в течение последних 3-х лет.

Директор Департамента кинематографии Минкультуры РФ СЕРГЕЙ ЗЕРНОВ  предоставил "Российской газете" отчет о финансовом состоянии дел отечественной киноиндустрии за последние годы:

Российское кино в ретроспективе

Изменения методов государственной финансовой поддержки кинопроизводства в нашей стране, иницированные в конце прошлого года, снова сделали актуальным вопрос об оптимальных масштабах и эффективности государственного регулирования киноотрасли. Какие цели преследует государство в ходе поддержки кинопроизводства? Какое количество полнометражных и короткометражных игровых, анимационных, неигровых и научно-популярных фильмов должно поддерживаться государством ежегодно и от чего это зависит? В чем основной эффект государственной поддержки? Ответить на эти вопросы можно, только имея полное представление о сегодняшнем состоянии российской киноотрасли. В свою очередь, это невозможно сделать без понимания ее истории, отражающей все закономерности развития отечественной кинематографии. 

Отечественное кино пережило несколько периодов расцвета. Самый первый из них пришелся на время зарождения кинопоказа, когда в 1910-х годах заполняемость существовавших кинотеатров была очень велика из-за чрезвычайной популярности кино как современного и технологически оригинального вида развлечений. Популярность обеспечила кинопоказу доходность, что стимулировало кинопроизводителей создавать все больше качественных фильмов.

Второй период пришелся на время реализации "новой экономической политики" в СССР - начало 1920-х годов. Восстанавливающееся после гражданской войны народное хозяйство оказалось готовым к развитию сферы развлекательных услуг, включая кинопоказ. Однако этот период расцвета завершился в результате чрезмерного государственного регулирования отрасли в конце 1920-х годов.
Новая система кинопроката с доминирующей ролью государства, сформированная в СССР в конце 1920-х - начале 1930-х годов, не была ориентирована на зрительские предпочтения из-за доминирования в кино идеологической составляющей. Некоторые развлекательные фильмы оказывались успешными у зрителя, но в целом ко второй половине тридцатых годов монополизация рынка государственными структурами и общий курс на сокращение общего числа выпускаемых фильмов привели к постепенной стагнации отрасли. Так, если в 1930 году в СССР был достигнут пик кинопроизводства и завершено 128 новых кинофильмов, экспортировавшихся в 32 зарубежных государства, то уже в 1932 году число произведенных фильмов сократилось до 74, а в 1933 году - до 29.

Окупаемость советского кино - миф или реальность

Расцвет советской кинематографии, третий в истории отечественного кино, пришелся на период с 1967 по 1975 годы: на 240 млн. жителей приходилось примерно 3,7 млрд. посещений кинотеатров в год, то есть среднее количество посещений в расчете на одного жителя составляло около 15 раз в год. В 1960-е годы советская кинематография вышла на стабильный ежегодный уровень производства 130 - 140 полнометражных игровых фильмов. Наличие такого количества фильмов обеспечивало возможность постоянного присутствия в репертуаре кинотеатров отечественных кинопроизведений (минимум 2 - 3 фильма в неделю). Кроме того, очевидным стало присутствие сформированной аудитории "некоммерческого" интеллектуального кино. Несмотря на то, что рынок кинопроката и кинопоказа по-прежнему полностью контролировался государством, он был разделен на отдельные ниши, существовавшие в соответствии со своими принципами.  

Посещаемость десяти наиболее кассовых отечественных фильмов в 1960-е годы находилась на уровне от 40 млн. до 60 млн. зрителей. Учитывая, что для окупаемости вложений в производство фильма его должны посмотреть не менее 3-5 млн. зрителей, можно сделать вывод о том, что многие советские фильмы могли многократно окупить свой бюджет. То есть, если не принимать во внимание особенности распределения финансовых ресурсов в советской киноотрасли, кинопроизводство и кинопрокат с 1960-х годов и вплоть до середины 1980-х были самоокупаемы.
Благодаря бюджетным вложениям стремительно развивался и кинопоказ. Киносеть СССР была крупнейшей в мире, насчитывавшей более 150 тысяч киноустановок, включая городские кинозалы, сельские кинопередвижные установки, кинозалы в клубах, а также в ведомственных домах культуры и других организациях культуры.

До начала 1990-х годов на территории Российской Федерации отмечался рост количества городских и сельских киноустановок. Однако эта тенденция сопровождалась неуклонным снижением посещаемости кинотеатров зрителями после пика посещаемости в 1980 году. В 1990-м году посещаемость достигла около 8 раз на одного жителя или 1,9 млрд. зрительских посещений в год, причем ни на один фильм не было продано больше 40 млн. билетов. Подобная ситуация была характерна для многих стран и вполне соответствовала общемировым кризисным тенденциям в области кинотеатрального проката и кинопоказа. В экономически развитых государствах эти тенденции проявились несколько раньше, в середине 1980-х годов, но общее их содержание было примерно сходным. Единственным отличием было то, что киноустановки в СССР создавались за счет государственного финансирования, тогда как за рубежом причиной динамичного ввода в строй новых кинотеатров служили сверхоптимистические ожидания субъектов рынка.

Перестройка в действии

Общая ситуация на рынке кинопоказа на рубеже 1990-х годов прошлого века характеризовалась следующими обстоятельствами:
существенно сократилась посещаемость кинотеатров вне зависимости от текущего репертуара. Это было обусловлено снижением интереса к кинопоказу, альтернативой которому являлся просмотр видеофильмов, получивший развитие в СССР именно в это время, а также общие кризисные явления социально - экономического характера, повлиявшие на снижение располагаемого дохода населения и сокращение спроса на услуги;
в кинопрокате уменьшилась доля новых фильмов (со времени первого выхода в кинопрокат которых прошло не более 12 месяцев);
сократилась посещаемость национальных фильмов: если в 1980 году доля зрителей, посетивших национальные фильмы, в общем количестве зрителей кинотеатров составляла почти 70%, то в 1985 году 67%, а в 1989 - лишь 41%; существенно обострилась проблема нелегального кинопоказа зарубежных фильмов, который составил конкуренцию кинопоказу законно приобретенных иностранных фильмов.

Кроме того, с 1990 года начала реализовываться новая "базовая модель" кинематографа с переводом его на рыночные отношения. В соответствии с предложениями, разработанными на V съезде кинематографистов СССР, предлагалось передать организации кинопроката и кинопоказа в ведение территориальных и муниципальных органов власти. Прокатом, показом и производством кинофильмов стали заниматься десятки негосударственных организаций, которым предоставлялись налоговые льготы при условии вложения финансовых ресурсов в киноотрасль. В 1990-м году было произведено около 300 полнометражных игровых фильмов или в два раза больше, чем еще десять лет назад в условиях высокой посещаемости киносеансов. Большинство фильмов оказалось не лучшего качества и не снискало популярности у зрителей. В начале 1990-х годов объемы кинопроизводства не снижались, в то время как большинство отечественных фильмов не выходили в кинопрокат. В то же время на российском рынке увеличивалось количество зарубежных фильмов. Как следствие, в то время в России сложилась ситуация, когда на 1 отечественную картину в прокате приходилось около 5 американских.

Отечественное кинопроизводство того времени, выйдя из управления государством, по-прежнему не было ориентировано на зрителя. Зрительские фильмы появлялись в России за счет импорта: количество зарубежных фильмов в кинопрокате постоянно увеличивалось и составляло в 1992 году более 1000 наименований (в то время как в США в начале 1990-х годов выходило в кинопрокат лишь более 400 наименований фильмов). Период развития кооперативов, когда в кинопроизводстве функционировало около 200 частных компаний, не придал отечественной киноотрасли должного импульса к развитию. Не структурировался в соответствии с новыми условиями и рынок кинопроката и кинопоказа.

Надежды нового века


Только со второй половины 1990-х годов структурные изменения в отрасли стали приводить к изменению в динамике показателей, характеризующих ее развитие: темпы сокращения числа киноустановок и посещаемости кинотеатров относительно стабилизировались, а к 2001 - 2002 годам стали расти. В 1999 году кинотеатры посетили почти 25 млн. зрителей, в 2003 году уже 68 млн. (рост посещаемости за 4 года в 2,7 раза), а в 2009 году - 132,5 млн. зрителей (увеличение за 6 лет почти в 2 раза).

Таблица 1.
Общие показатели проката российских фильмов в период 2004 - 2009 годы

 
Показатель    2004    2005    2006    2007    2008    2009      
Общее число релизов    286    315    293    350    355    324      
В т.ч.цифровых релизов    -    -    -    22    63    96      
Число российских релизов    53    62    61    78    78    78      
Кассовые сборы, млн $    242,5    315,8    411,8    548,0    800,9    705,9      
Доля кассовых сборов российских фильмов в общих кассовых сборах     12,1%    29,7%    25,7%    26,3%    25,5%    23,9%      
Посещаемость, млн чел    72,7    83,1    89,5    103,4    118,5    132,5      
Средняя цена билета, $    3,3    3,8    4,6    5,2    6,7    5,3     


Оборот рынка за тот же период увеличился более чем в 9 раз (с $18 млн. в 1999 году до $168 млн. в 2003 году, и до $705 млн. в 2009 году). Опережающий рост оборота рынка по сравнению с посещаемостью является следствием увеличения числа современных кинотеатров и, соответственно роста цен кинобилетов, частично связанного с повышением качества услуг кинопоказа, а в последнее время - и с показом фильмов в 3D. По результатам 2009 года валовый сбор российских фильмов на внутреннем рынке оказался на уровне $168 млн., в рублевом выражении приблизившись к отметке 7 млрд. рублей, что стало рекордом для отечественной отрасли (в долларовом выражении рынок проката отечественных фильмов в 2009 году сократился по равнению с 2008 годом из-за изменения валютного курса).  

Российский кинорынок в начале 2000-х годов стал одним из наиболее динамичных рынков Европы и мира в целом. Тренд динамичного роста был актуален для отечественной киноотрасли вплоть до 2008-2009 годов, когда в связи с кризисными явлениями в экономике после некоторого перегрева в отрасли наблюдался спад кинопроизводства при недолгом снижении посещаемости кинотеатров.
До этого, начиная с конца 1990-х годов, в нашей стране неуклонно увеличивалось количество производимых национальных фильмов. С завершением периода кооперативного кинопроизводства число создаваемых фильмов резко сократилось, но затем последовал постепенный рост, основанный на прямой государственной поддержке.

Всего за шесть лет с 1994 по 1999 года в России было произведено 183 полнометражных игровых картины. Лидерами производства в эти годы были государственные киностудии (Ленфильм - 27 картин, Мосфильм - 24, Киностудия им.Горького - 13). Среди частных продюсерских компаний наиболее активными были кинокомпании "НТВ-Профит" (11 картин), "СТВ" (10 картин) и "Слово" (8 картин). Причём компания "НТВ-Профит" при государственной поддержке сняла лишь 3 фильма, "СТВ" - 4, а "Слово" - 5 картин.

Господдержка как фактор выживания 

Стабилизации ситуации помог утвержденный в 1996 году федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии", однако в первые годы его действия прямое финансирование кинопроизводства было невелико.

Из 183 произведенных за 1994-1999 годы фильмов 79, то есть около половины, были создано при государственной финансовой поддержке, причём число поддерживаемых проектов ежегодно уменьшалось: с 19 проектов в 1994 году до 8 проектов в 1999 году. Это было обусловлено общим ежегодным сокращением производства картин в эти годы: 36 полнометражных игровых картин в 1994 году, 23 фильма - в 1996 году и 24 фильма - в 1999 году. Наиболее плодородным был 1998 год, когда в России было произведено 42 игровые картины, 13 из которых были поддержаны государством.
Перелом наступил в 2002 году, когда после отмены льгот по налогу на прибыль организациям, инвестирующим в кинопроизводство, была увеличена прямая государственная поддержка производства национальных фильмов (до 1 млрд руб. в 2002 году). Тогда же Правительством была поставлена задача обеспечить к 2006 году производство до 100 игровых, до 65 анимационных и до 330 неигровых национальных фильмов в год, а также увеличить до 25% долю отечественных кинопроизведений в общем объеме фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах страны. В 2002 году доля российских фильмов в прокате составляла лишь 5,6%, а в общем количестве фильмов на рынке - 16%, поэтому поставленная задача казалась труднодостижимой. Одним из немногих свидетельств положительных сдвигов стал более чем двухкратный рост валовых сборов российских фильмов по сравнению с 2001 годом.

Устойчивая тенденция роста количества создаваемых кинофильмов наблюдалась в России, начиная с 2000 года: с 48 картин в 2000 году (34 при государственной поддержке) до 114 картин в 2008 году. Медленно, но уверенно, российское кино отвоевывало позиции на утерянном рынке, и уже в 2002 году для государства была ясна возможность прорыва. В 2003 году было снято 66 фильмов, из которых 34 фильма при государственной поддержке, а в 2004 году было снято уже 80 картин. 

На протяжении 10 лет с 2000 года по 2009 год при государственной поддержке производилось примерно две трети всех выпускаемых игровых фильмов (584 из 855 наименований фильмов), притом что общее количество ежегодно завершаемых фильмов, начиная с 2007 года, превысило 110 наименований. Такие показатели производства поставили Россию в число ведущих европейских кинематографий, в которых доля национального кинематографа на кинорынке находится на уровне около 25% без применения методов прямого административного давления на рынок, таких как квотирование кинопоказа, введение обязательных объемов на инвестирование в кинопроизводство для телеканалов, отчислений с продажи DVD и проч. Таким образом, удалось сохранить конкурентный рынок и достичь значимых показателей присутствия на нем российского кино.
По устойчивой общемировой тенденции, доля национального кино в валовых сборах по результатам кинопроката  в любой стране мира примерно соответствует доле в общем количестве релизов. Кино ведущих кинопроизводителей и дистрибьюторов США ("мейджоров”) занимает на большинстве национальных рынков долю в валовых сборах 70% - 80%, тогда как доля в общем количестве релизов американских фильмов составляет около 40%. Национальному кино для обеспечения своей конкурентоспособности априори необходимо большее присутствие на рынке, чем американскому, уже завоевавшему доминирующее положение на мировой арене.
К 2006-2007 годам без излишнего давления на отрасль был достигнут основной результат кинополитики, являющийся наиболее важным для многих государств мира. Он состоял в присутствии на рынке достаточного количества действующих продюсеров и режиссеров, постепенно повышающих качество своего продукта и обеспечивающих повышение роли российского кино на внутреннем и зарубежных рынках. 
При государственной поддержке создавались не только дебютные, детские и арт проекты, но и крупнобюджетные отечественные фильмы, рассчитанные на широкую аудиторию (см. Таблицу 2).

Таблица 2
Основные финансовые показатели крупнобюджетных национальнх фильмов, созданных при государственной финансовой поддержке (тыс. рублей)
 
Название    Господдержка    Производственный бюджет    Рекламный бюджет    Доход от кинопроката      
Обитаемый остров (2ч)    29 000     800 000     295 000     424 463       
Тарас Бульба.     29 000     462 191    100 000     285 310       
Монгол    28 000     434 350     50 000     81 301       
Адмирал    29 000     396 886     100 000     437 705       
Код апокалипсиса    29 000     383 250     125 000     100 409       
Стиляги    29 000     372 081     175 000     243 750       
Волкодав    36 000     306 600     150 000     264 937       
1612    29 000     297 665    50 000     71 000       
Параграф 78 (2 ч.)    7 500     255 500     100 000     100 269      

Государство, оставаясь основным инвестором в киноотрасли примерно до 2008 года, поддерживая кинопроекты, обладающие достаточным творческим потенциалом, которые могли быть ориентированы и на широкий, и на ограниченный прокат. Такая политика проводилась для снижения рисков продюсеров по обеспечению окупаемости таких кинопроектов, поскольку господдержка даже в размере 10% от общего бюджета увеличивала шансы на возврат инвестиций.   

Лидеры - мифы и реальность

За последнее десятилетие появились новые продюсерские компании, завоевавшие доверие на рынке и выпускающие значительное число кинофильмов. При этом компании, лидировавшие по объемам производства в начале прошлого десятилетия, уступили место новым продюсерским центрам, постепенно упрочающим позиции на рынке.
В период с 2000 по 2005 гг лидирующие позиции по производству полнометражных игровых картин сохраняли за собой 2 государственные киностудии: "Ленфильм" (21 фильм, из них 15 созданы при господдержке) и "Мосфильм" (14 фильмов, 7 из которых при господдержке). Среди частных продюсерских компаний следует отметить компанию "СТВ", которая произвела за эти 6 лет 20 полнометражных игровых картин, 9 из которых были созданы при государственной финансовой поддержке. Продюсерские кинокомпании "НТВ-Профит", "Слово" и "Централ Партнершип" произвели соответственно по 9, 7 и 6 картин.

В течение следующих 4-х лет в лидеры по объему производства стала компания "Централ Партнершип " (29 проектов, 13 из которых, то есть меньше половины) были созданы при господдержке), а компании "СТВ" и "Профит" произвели за это время 14 и 7 картин соответственно.


Значительную роль в процессе развития киноотрасли с середины первого десятилетия нового века играют телевизионные и кинопрокатные компании, участвующие в финансировании кинопроизводства с целью увеличения рентабельности своего бизнеса и получения долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке. Первым стал "Первый канал", выпустивший в 2004 году при широчайшей медиаподдержке "Ночной дозор". С 2005 года поддерживать кинопрокат фильмов стали телеканалы "СТС" и "Россия", с 2007 года - "НТВ", а с 2008-го - "ТНТ". 
Так, телеканал "Россия" с 2006 по 2009 гг выпустил 13 полнометражных игровых картин, 8 из которых были поддержаны государством, телеканал "СТС" выступил продюсерм 8-ми кинопроектов, а  "Первый канал" 4-х кинофильмов.


Подобное участие в финансировании кинопроектов свидетельствует о том, что отечественный кинорынок вступил в следующий этап своего развития, когда негосударственные компании диверсифицируют свою деловую активность и становятся основной заинтересованной стороной в дальнейшем развитии рынка, обеспечивая его рост.
Кроме того, в 2009 году стало очевидно, что, несмотря на воздействие общих кризисных экономических условий на отечественную кинематографию, многие российские продюсеры расширяют сотрудничество с зарубежными "мейджорами" с целью производства коммерческих картин, многие из которых создаются без государственной поддержки. Среди них кинокомпании Bazelevs, Art Pictures, Monumental Pictures. 
В число успешных отечественных фильмов, окупающихся уже по результатам кинопроката на внутреннем рынке, попадают среднебюджетные молодежные комедии и мелодрамы. Наиболее показательны примеры фильмов "Жара" с бюджетом $1,5 млн., собравший в 2008 году около $15 млн., и "Ирония судьбы. Продолжение", валовые сборы которого вплотную приблизились к отметке $ 50 млн.

Однако, к настоящему моменту всего около 20 отечественных фильмов смогли в кинопрокате собрать доходы, достаточные для окупаемости затрат на производство фильма (без учета затрат на продвижение и рекламу фильма).

Вплоть до 2004 года на российском рынке кинопроката вообще не было "историй" коммерческого успеха крупнобюджетного (с затратами на производство более $1 млн.) национального фильма, которые бы стимулировали инвестиции в отрасль.

 Единственным коммерческим фильмом, окупившимся по результатам кинопроката, стал "Бумер" (2003), затраты на производство которого составили $ 0,7 млн., а кассовые сборы кинопроката - $1,65 млн. при демонстрации в 59 кинозалах. При этом окупаемости проекта удалось достичь лишь потому, что прокатной компанией выступила студия "СТВ", участвовавшая в производстве фильма (соответственно, не было отчислений прокатной компании), а кроме того, была получена государственная финансовая поддержка производства картины в размере $ 0,25 млн.
На рубеже 2004 года отечественная киноотрасль приблизилась к рубежу, когда оказывается возможной безубыточная реализация кинопроектов, хотя для этого и необходимо соблюсти ряд необходимых условий, включающих и разнообразие источников возврата вложений, и невысокие затраты на производство картины.

Если принимать в расчет общие вложения в кинопроизводство в период 2006 - 2009 годы, то только "Реал-Дакота" и "Первый канал" как продюсерские компании смогли обеспечить окупаемость своих проектов уже по итогам кинопроката на внутреннем рынке. Все остальные компании, лидирующие по объемам производства, оказались с минусе. За тот же период в число компаний, выпустивших наибольшее количество фильмов, попали "Централ Партнершип", "СТВ", "Красная стрела", "Профит", "Первый канал", "Россия", "СТС" (см. Таблицу 3).

В 2009 году, по расчетам компании RFilms, валовый производственный бюджет завершенных национальных фильмов составил порядка 10 млрд. рублей,  что на 10% выше показателей прошлого года. Валовые сборы этих фильмов на 01.02.2010 составили порядка 4,5 миллиардов рублей. Таким образом, убыток продюсерских компаний по результатам кинопроката составил как минимум 8 млрд. рублей, что в целом отражает увеличивающийся разрыв между средним бюджетом и валовыми сборами отечественных фильмов (87 млн. рублей и 39 млн. рублей, соответственно). Это связано, прежде всего, с ростом числа высокобюджетных проектов (свыше 200 млн. руб.), которых по итогам 2009 года насчитывалось 9 наименований.

Темпы производства в 2009 году сохранились у компаний Централ Партнершип (9 фильмов), Красная стрела (2 фильма), Monumental Pictures (2 фильма), Дирекция кино (1 фильм) и Реал Дакота (1 фильм). Среди лидеров рынка, снизивших темпы производства, стоит отметить компании СТВ и Парадиз (не выпустили ни одного полнометражного игрового фильма) и компанию Профит, которая участвовала в производстве только 1 фильма. Таким образом, по итогам прошедшего года только компания Централ Партнершип смогла сохранить стратегию по формированию пакета фильмов, позволяющую ей покрывать издержки от неудачных проектов за счет прибыльных.

Поскольку принцип положительной рентабельности работы с кинопроектом является приоритетным с точки зрения гарантии окупаемости осуществленных вложений, то среди российских компаний, обеспечивающих достаточные объемы производства, прежде всего, можно выделить "Реал Дакоту", "Первый канал" и "Централ Партнершип". К ним также приближаются "Парадиз", Monumental Pictures, "Профит", "Красная стрела". В целом же, учитывая проблему не закрытой задолженности по уже завершенным проектам, вопрос определения ведущих игроков рынка и перспективных лидеров довольно неоднозначен. По сути сегодня невозможно определить ведущих игроков рынка, которые лидировали бы сразу по нескольким показателям: например, одновременно по объемам производства, по рентабельности, по сроку работы на рынке и по успешности на ведущих кинофестивалях.

Культурный аспект

С точки зрения достижения задач культурной политики в кинематографии можно сделать однозначный вывод о том, что в конце прошедшего десятилетия сформировалась плеяда новых российских режиссеров и продюсеров, формирующих образ отечественного фестивального кино за рубежом. Наши молодые режиссеры наравне с мэтрами российского кино, формируют имидж отечественного кинематографа за рубежом. Алексей Герман младший, Алексей Попогребский, Николай Хомерики, Иван Вырыпаев, Анна Меликян, Кирилл Серебренников, Илья Хржановский и другие участвуют в международных фестивалях и достойно конкурируют с кинорежиссерами из других стран. Задачей государства является предоставить им возможность создавать новые фильмы, продвигая их затем на внутреннем рынке и за рубежом.

Неблагодарное дело прогнозов

По усредненным статистическим данным сборы кинопоказа в государствах с развивающейся кинематографией достигают суммы, эквивалентной $ 600 млн. в расчете на 100 млн. жителей, а в государствах с низким уровнем развития кинематографии - $ 230 млн. на каждые 100 млн. населения. Исходя из данных наблюдений, объем российского рынка кинопроката и кинопоказа в ближайшей перспективе должен составить около $900 млн. Причиной ограничений в росте емкости рынка служит недостаточный личный располагаемый доход населения большинства регионов России, что сдерживает развитие инфраструктуры кинопоказа, отсутствие укоренившейся привычки частого посещения кинотеатров, а также ограниченное количество конкурентоспособных национальных фильмов, ориентированных на массового зрителя.

Количество посещений зрителями кинотеатров в России до 2015 года может возрасти до 300 млн. в год, то есть примерно до 2 посещений на одного жителя. Однако, это может произойти только при условии существенного расширения географии современных кинотеатров в России. В этом случае потенциал для увеличения числа конкурентоспособных российских картин существенно вырастет, что положительно скажется на состоянии всей отрасли и ее инвестиционной привлекательности.

Ключевым для развития российской киноотрасли является сохранение достигнутых объемов производства национальных фильмов (не менее 100 фильмов в год), постепенное стимулирование появления "среднего класса" российских картин, и расширение охвата аудитории кинотеатров в регионах. Отсутствие стабильного количества достаточно конкурентоспособных в кинопрокате отечественных фильмов, аккумулирующих валовые сборы не менее 80 млн. - 120 млн. рублей, стало существенной проблемой для нашего рынка. Чтобы создать поле для здоровой конкуренции, таких фильмов должно быть не менее 26 ежегодно. Подобный "средний класс" национальных фильмов создает в различных странах основу для стабильного роста отраслевых показателей. У нас его появлению препятствует общее состояние экономики и киноотрасли, и изменение ситуации будет иллюстрировать успех или неуспех работы продюсеров и государственной политики по поддержке производства фильмов с существенным прокатным потенциалом.

Для обеспечения минимально необходимого присутствия российских фильмов на внутреннем и зарубежных рынках из 100 производимых фильмов должно продюсироваться не менее 50-ти авторских и экспериментальных, дебютных и детских полнометражных игровых фильмов. Одним из основных приоритетов при этом становится расширение источников финансирования кинопроизводства, в том числе  привлечение зарубежных копродюсеров для получения дополнительных инвестиций в проект и выхода на зарубежные кинопрокатные рынки.

Принимая во внимание существующие сегодня прогнозы по динамике основных показателей нашей киноотрасли и массу не решенных до сих пор проблем ее развития, необходима разработка единой модели государственного регулирования кинематографии, основанной на уже существующем богатейшем зарубежном опыте. Только внедрение такой комплексной модели может создать прочную основу для развития кинематографии, поскольку в этом случае не будет возникать дисбаланса, неизбежного при внедрении каких-либо единичных инициатив по отдельным направлениям. Модель государственного регулирования должна включить в себя не только законодательные инициативы по улучшению инвестиционного климата в отрасли и приведению законодательства в соответствие с лучшей международной практикой, но и комплексные шаги по повышению эффективности государственной политики по разным направлениям.