23.03.2010 00:25
Общество

Оскар Фельцман: С уходом Толкуновой закончилась целая эпоха в нашей эстраде

Не стало Валентины Толкуновой
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Федеральный выпуск: №59 (5138)
Читать на сайте RG.RU

- Пока мы живем на этой земле, нам нужно много успеть, - сказала однажды Валентина Васильевна. - Нельзя терять ни одной минуты.

Она была очень жадной до жизни. В каждый ее момент ей хотелось взять из времени, в котором она жила, все, использовать отпущенное ей время на сто процентов. Так, поступив в 1964 году на дирижерско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры, Валентина уже на второй год учебы поняла, что просто ходить на занятия по сольфеджио и спевки ей мало. Она решила испытать свой голос в большой музыке и пришла отбираться в ВИО-66, собираемый Юрием Саульским вокально-инструментальный оркестр. В ее жизни началась эпоха джаза, начались первые гастроли и настоящие концерты. Но при этом отнюдь не закончилась эпоха учебы: работая с Саульским, она оканчивает Гнесинское, а через пять лет получает диплом института культуры.

К этому времени сильный лиричный голос Толкуновой был уже всерьез востребован на нашей эстраде. Ее приглашают петь на юбилейном концерте Льва Ошанина в Колонном зале Дома Союзов, а в 1971-м страна увидела фильм "День за днем", для которого певица записала цикл песен. Одна из них в ее исполнении приобрела популярность, с которой не могут сравниться и современные хиты. Песня называлась "День за днем", но мы ее знаем по первым строчкам - "Стою на полустаночке".

С этого момента Толкунова становится одной из самых популярных певиц страны."Я не могу иначе", "Поговори со мною, мама", "Серебряные свадьбы", "Мой милый, если б не было войны", "Носики-курносики" - да можно ли охватить взглядом, перечувствовать всю эту песенную нежность, раз и навсегда вошедшую в души слушателей в интонациях народной артистки России Валентины Толкуновой!

В конце прошлого века русская лирическая песня ушла с экранов телевизоров. У Толкуновой был только ее голос. Предпринимать дополнительные и с творчеством не связанные усилия, чтобы попасть на телеэкран, она категорически отказывалась. Певица занималась театром музыкальной драмы и песни в творческом объединении "АРТ", выпуская на суд зрителей песенные программы, музыкальные спектакли и даже оперы.

Покинув большие столичные эстрады, голос Толкуновой с новой силой зазвучал в провинциальных ДК, на встречах ветеранов, концертах для детей, по-прежнему, как когда-то на концерте в Колонном зале, заставляя замирать зал. Если у организаторов этих концертов не было денег, она соглашалась выступать бесплатно, живя по как-то озвученному ей самой принципу:"Где тебя любят, бывай редко. Где не любят, не бывай совсем". Ей трудно было часто бывать там, где ее любили, потому что, как показывает география выступлений певицы в последние годы, любили ее на всей территории бывшего СССР - вот и последний приступ смертельной болезни случился с Валентиной Васильевной после концерта в белорусском Могилеве.

- У меня сейчас наступил какой-то период полноты жизни, время особого общения с природой и людьми, - сказала она в одном из последних интервью. - Я чувствую, что должна отдать им все.

Так и случилось.

Прямая речь

Людмила Швецова, первый заместитель мэра в правительстве Москвы:

- "Ты заболеешь - я приду, боль разведу руками". Эти слова из Валиной песни для меня в течение последнего месяца постоянно звучали рефреном - неужели все мы не сможем помочь всенародно любимой певице? Неужели современная медицина вкупе с нашей волей, любовью и верой не поборет злую болезнь? Об этом не хотелось даже думать. Но - увы... Ее боль развести руками, к сожалению, не смог никто.

Чем Валентина дорожила? Родиной ("я - росинка твоя, россиянка"), мамой, сыном, друзьями. Была беспредельно преданна и ответственна перед своими зрителями - их она любила искренне, красиво, честно. И они ей платили тем же. Так, как одаривали ее аплодисментами и цветами - мечтать могут многие.

Певица без фальши - все, что она исполняла, казалось, лилось из ее души и сердца. Она не исполняла песен, она гармонично рождала в своей душе все, что делало эти песни народными.

В программе 65-летия Победы стоит авторская программа дочери фронтовика Валентины Толкуновой, впитавшей в себя энергетику многочисленных пронзительных выступлений перед ветеранами. Она мчалась к ним всегда по первому зову, перескакивая из аэропортов на вокзалы, не считаясь со временем и личными делами, не требуя гонораров. Это было для нее святым делом.

Одной из последних песен ее была "Спаси и сохрани" Евгения Крылатова. Она звучала в ее больничной палате. Она, истинно верующая, молилась этой песней о нас, кто будет помнить ее всегда.

Вячеслав Малежик, певец, композитор:

- Валя во всем была настоящей. Она была настоящая актриса, которой безоговорочно верил, когда видел ее на сцене, она была настоящий товарищ, коллега, которая, если что, могла всегда подсказать что-то в трудную минуту. Она была теплая, человечная. До последнего она была востребована, несмотря на то что, как многим казалось, время таких песен прошло. Но работа была с нею до последнего, помогая Вале бороться с болезнью. Помню, она все шутила: "Славка, когда же я спою что-то твое?" Вот, не довелось...

Президент РФ Дмитрий Медведев и председатель правительства России Владимир Путин выразили соболезнования родным и близким скончавшейся народной артистки России, певицы Валентины Толкуновой.

Утраты