В Орле скорректировали комплексную программу развития систем коммунальной инфраструктуры.
Депутаты горсовета согласовали очередное повышение тарифов. По просьбе руководителей Орелводоканала, возросли расценки для предприятий на подключение к водопроводно-канализационной системе. К этому подтолкнуло плачевное состояние строительной отрасли. Многоэтажного жилья в области стали возводить меньше, соответственно, уменьшилось и количество подключений. В итоге предприятие недосчиталось крупной суммы, которую планировало получить.
- Экономический кризис, особо затронувший строительный комплекс, не позволил выполнить ряд намеченных задач, - пояснил заместитель мэра Орла Николай Лякишев. - В 2009 году фактический сбор средств по плате за подключение оказался на 41 миллион рублей меньше расчетного. Согласно анализу, проведенному специалистами водоканала, в текущем году реальная сумма платы за подключение составит всего около 64 миллионов вместо 249 запланированных.
Поправки приняли экстренно, на внеочередной сессии. По словам Николая Лякишева, это связано с формированием областной программы по капремонту объектов, которую надо представить в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Недобор средств отразился на выполнении инвестиционной программы Орелводоканала, которая оказалась под угрозой срыва. А без нее город не может рассчитывать на финансовую поддержку из федерального центра. Строители заняли стороннюю позицию, хотя и нет сомнений, что повышение тарифов на подключение к сетям отразится на росте себестоимости и конечной цены жилья.
Кстати, реализацию инвестиционной программы Орелводоканала финансирует и население. Вот уже два года в тариф на оплату услуг этого предприятия включена небольшая инвестиционная надбавка, величина которой постоянно корректируется. По словам гендиректора Александра Никулина, собранные средства идут, в частности, на замену изношенных коммуникаций, строительство насосных и станций обезжелезивания воды.
Аналогичные программы есть и у других предприятий. Инвестиционные надбавки относятся к регулируемым тарифам, то есть их величину устанавливают власти. Цены регулируются на водоснабжение, захоронение твердых бытовых отходов, плату за жилое помещение и проезд в общественном транспорте. Под контролем также тарифы на платные услуги муниципальных предприятий и учреждений здравоохранения, образования, культуры и других. По оценкам мэрии, годовой объем услуг, оказываемых по регулируемым тарифам, составляет в Орле 2,45 миллиарда рублей. Вместе с объемом инвестиционных программ (253 миллиона) эта сумма немного "не дотягивает" до трех миллиардов, что сопоставимо с бюджетом города.
- Цель тарифной политики - баланс интересов продавцов и покупателей в тех сферах экономики, где пока не сформированы рыночные механизмы саморегуляции, возникающие в процессе конкуренции независимых хозяйствующих субъектов, - считает заместитель мэра по вопросам имущественной и экономической политики Татьяна Степина. - Также этот процесс касается тех отраслей, в которых такие механизмы не могут появиться ввиду их естественной монополистичности.
По мнению Татьяны Степиной, тарифное регулирование не может заменить собой рынок, а "способно только внести относительно небольшие ценовые корректировки во взаимоотношения его участников". Например, ограничить необоснованный рост затрат или сверхприбыли крупных предприятий, доминирующих на рынке. Таких в Орле пока немало, хотя в последнее время наметилась тенденция к их дроблению.
- Стратегическим направлением тарифной политики города на ближайшую перспективу является доведение ценовых параметров в соответствующих отраслях до уровня, достаточного для развития свободной конкуренции, - пояснила Татьяна Степина. - По мере приближения к такому уровню планируется постепенный отказ от становящегося избыточным тарифного регулирования.
В этой связи возникает вопрос: кто и как защитит интересы населения, если тарифы не будут регулироваться? В Орле видят выход в формировании эффективных механизмов предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низким доходом. Но и тут не все просто. Сегодня в регионе действует около 30 "служб субсидий". Их услугами пользуется всего около шести процентов семей, при этом средний размер субсидии составляет около 500 рублей. Но за достоверность этих данных никто не поручится, поскольку чиновники на местах ведут статистику весьма вольно.
Так, по данным областной Контрольно-счетной палаты, в конце 2008 года на счетах департамента здравоохранения и социального развития числилось свыше 15 миллионов рублей, выделенных на выплату субсидий малоимущим семьям, но так и не выданных. В 2009-м история повторилась, хотя остатков оказалось меньше - шесть миллионов. При проверке выяснилось, что отделы соцзащиты подают искаженные сведения - по той или иной причине в заявках на получение бюджетных средств они завышают требуемую сумму. Сейчас ситуацию пытаются взять под контроль - вводится система персонифицированного учета выплаты субсидий.
На фоне других регионов по величине тарифов Орловская область (и особенно Орел) выглядит достаточно благополучно. Сказывается наследие начала 2000-х, когда местные власти намеренно замораживали тарифы. На одном уровне они держались по несколько лет. Например, долго не повышалась плата за проезд в общественном транспорте. Сегодня цены растут регулярно, хотя пока они в целом ниже, чем в соседних регионах. Как, впрочем, и уровень средней зарплаты населения, который, например, в Липецке и Белгороде выше на 20 процентов.
- Платежи за жилищно-коммунальные услуги из расчета на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире, в Орле находятся на низком уровне по сравнению с другими регионами, - говорит Татьяна Степина. - Например, в Орле самая маленькая плата в ЦФО за горячее водоснабжение - 182,46 рубля с человека в месяц. Меньше, чем в Орле, за захоронение твердых бытовых отходов - 1,82 рубля с человека - отдают только жители Дагестана.
Чиновники признают, что тарифы теперь растут быстро. В 2007 году они повысились на 17,6 процента, в 2008-м - на 18,6, в 2009-м - на 19,5. Рост цен предрекают и в будущем. Пока специалисты настаивают, что он не превысит 12-13 процентов. Однако постепенно опробуются иные способы увеличения сборов. Например, меняются нормы потребления той же воды. Формально это не является повышением тарифа, но на деле оборачивается повышением расходов для жителей.