Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект, который устанавливает тарифы залога по уголовным делам, и предоставляет бизнесменам особую защиту от суда и следствия.
Как сообщил вчера корреспонденту "РГ" председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, планируется, что закон вступит в силу уже в апреле и будет иметь обратную силу. Если человек осужден по статье, которую смягчат, его отпустят. Это случится после того, как глава государства подпишет закон.
Также в апреле депутаты скорее всего вплотную займутся амнистией. Сейчас в Госдуму внесено три проекта возможного прощения. Павел Крашенинников не исключил, что будут и другие варианты. По его словам, будут рассмотрены и проработаны все варианты, но широкомасштабной амнистии в любом случае не будет.
- Амнистия всегда означает, что закон где-то не срабатывает, - сказал Павел Крашенинников. - Мы хватаем человека, бросаем в тюрьму, а потом после того, как ему обломали все крылья, говорим - ты свободен. Но после того, как мы изменили Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, считаю, что широкие амнистии не нужны.
Предполагается, что законы и так стали мягче, и случайных людей в тюрьме вроде бы становится все меньше. Хотя, конечно, это вопрос философский. И спорный. Поэтому полностью от амнистии депутаты не отказываются. Но собираются все тщательно просчитать.
По словам Павла Крашенинникова, мировая практика показывает, что среди граждан, выпущенных по амнистии, рецидив всегда ниже, чем у тех, кто отбыл срок наказания и освободился в обычном порядке.
У нас в стране за последние десять лет было проведено много амнистий, и они также доказывают это правило. Кого в итоге простят, сейчас сказать трудно. Но при любом варианте безусловное прощение получат ветераны войны.
- У нас сейчас в тюрьмах находится несколько десятков ветеранов войны, я считаю, это неправильно, - сказал Павел Крашенинников.
При подготовке проектов, депутаты запрашивали дела осужденных ветеранов, изучали. Если человек в таком возрасте попал в тюрьму, значит, совершил тяжкое преступление. Чаще всего - бытовое. Например, убил в ожесточении соседа по даче. Конечно, с моральной точки зрения не все так просто. Может быть, в таком случае простить ветерана и нельзя, но амнистировать - можно.
А вот специальной амнистии для милиционеров, судей или прокуроров не будет. Даже воевавших в Чечне или Афганистане. Этот вопрос обсуждался отдельно. Решено: в один строй с ветеранами Великой Отечественной их не ставить. Тот же Евсюков не имеет заслуг перед Родиной, чтобы можно было смыть кровь с его мундира.
У амнистий есть одна черта: как правило, их объявляют по каким-то торжественным датам. Между тем гуманность не должна проявляться только по праздникам. Поэтому сейчас разрабатывается несколько проектов, призванных сделать уголовные законы мягче и добрее. Один из них будет рассматриваться сегодня. Речь идет о послаблениях для предпринимателей.
Не секрет, что многие правоохранители воспринимают бизнес, как дойную корову. За деньги, например, можно посадить бизнесмена в тюрьму или, наоборот, отпустить оттуда. А если предпринимателя осуждают бесплатно, значит, людям в погонах просто нужны галочки в отчетах. Такое тоже часто бывает. Но есть шанс, что уже в апреле бизнесменам станет легче дышать: должен вступить в силу новый закон. Наказание по экономическим статьям будет смягчено, а людей, обвиняемых в экономических преступлениях запретят арестовывать до суда. В перспективе же и тюремные наказания для бизнесменов должны кануть в Лету: предполагается, что их заменят штрафы. Они должны быть большими и чувствительными для человека. Возможно, он не минует сумы, но от тюрьмы-то его избавят.
Такие послабления нужны, чтобы улучшить предпринимательский климат в стране. Там, где деловой человек чувствует себя свободно, там и всем остальным гражданам, как правило, живется неплохо. Есть такая закономерность.
Однако некоторые новации сегодняшнего законопроекта касаются не только предпринимателей. Например, залог. Теперь его можно будет вносить не только деньгами, но и драгоценностями, и даже недвижимостью.
По словам Павла Крашенинникова, большинство правок в проекте даже не технические, а технологические. Скажем, депутаты уточнили, что делать, если залог вносится квартирой. Человека из нее не выселяют, но в государственном реестре делается особая запись.
Еще одна новация, которая будет рассмотрена в ближайшее время, - это закон о медиации. Он вводит институт специальных посредников, который помогут спорящим сторонам договориться миром. Речь идет об экономических, трудовых, семейных и других спорах. Грамотный посредник поможет, допустим, бывшим супругам поделить после развода имущество. Без слез и истерик.