Сегодня на заседании президиума правительства министр экономического развития Эльвира Набиуллина расскажет о приоритетах таможенно-тарифной политики страны.
"Этот документ не является чем-то новым", - рассказал источник в Белом доме, его традиционно рассматривают на правительстве. Но последние два года к этому вопросу появилось повышенное внимание, особенно со стороны бизнеса. Все большую роль он приобретает в аспекте регулирования отраслей, внешней торговли и выходе России из кризиса, а также ее кооперации с мировой экономикой.
Все это требует понимания перспектив таможенно-тарифного регулирования. Из-за кризиса все бюджетные показатели упали, были приняты специальные антикризисные меры. "Это вызвало острую реакцию в обществе и у наших партнеров", - объясняет источник в правительстве. Хотя меры с бизнесом были проработаны.
"Так же ревностно мы относились и к снижению тарифной защиты", - вспоминает чиновник. В прошлом году был принят целый ряд документов по Таможенному союзу. Конкретные, немаловажные для государств полномочия были переданы на наднациональный уровень. "Мы понимаем вызовы от наших партнеров, и министр будет делать предложения о том, как нам активизировать эту работу", - рассказывает источник в Белом доме.
Есть целый ряд документов, требующих долгих месяцев серьезной работы. Среди ключевых задач: рационализация единого таможенного тарифа и увязка развития отраслей с параметрами пошлин, укрепление институтов Таможенного союза, выработка позиции России и ее реализация механизмами Таможенного союза, облегчение процедур, зеленый коридор для экспорта инноваций и импорта модернизационной продукции, а также закрепление нашей страны на рынках, где она конкурентоспособна.
"Зеленый коридор" - вообще крайне непростая тема, связанная с облегчением вопросов административной таможенной нагрузки. И в правительстве этого не скрывают. Нужно добиться того, чтобы экспортеру не нужно было предоставлять огромное количество документов.
Поэтому в планах - приведение таможенного сбора к специфической составляющей, а не к процентной. "Таким образом мы очень сильно, до уровня "Зеленого коридора" доведем технологию оформления экспорта продукции, которая фактически пойдет по заявительному уровню", - рассказывает чиновник. Он также считает, что есть возможность упростить валютно-экспортный контроль, а уполномоченные экономические операторы должны обязательно иметь специальные льготы - "это снимет финансовый гнет".
Сейчас продукция даже с нулевым НДС оформляется на таможне несколько месяцев, что вызывает колоссальные кредитные издержки и очень негативно сказывается на инвестиционном имидже страны. В правительстве планируют разбить таможенные процедуры на составляющие и облегчить нагрузку по каждой.
Что касается пошлин на автомобили, то министерство экономического развития выступает за сохранение пошлин на подержанные легковые автомобили, а также всю линейку автобусов и грузовиков.
Кроме того, оно предлагает рассмотреть вопрос о пошлине на новые автомобили, но он очень сильно увязан со стратегией развития отечественного автопрома, поэтому пока здесь ничего нельзя сказать уверенно.
В пакете будут рассматриваться решения и по продукции сельского хозяйства, прежде всего продуктов питания, особенно импорт мяса. "Есть отрадные результаты особенно в курице и отчасти в свинье, - рассказывает правительственный источник. - Желаемое совпадает с действительным". По поводу аукционов он считает, что это "красивое зрелище, и в таком качестве могут кого-то заинтересовать", но с экономической точки зрения вместе с квотированием неэффективны: "Кривую систему квотирования мяса умножить на систему аукционов - значит загнать окончательно бизнес в ловушку". Хотя пока в министерстве окончательного мнения нет.
Немало вопросов связано и с экспортом нефтепродуктов. "Нужно подумать о стратегии экспортных пошлин на углеводороды. Обсуждается вопрос переноса нагрузки на бизнес из экспортной в налоговую среду, но предложений пока нет", - признается чиновник Белого дома. "В воздухе висит тема выравнивания экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты", - напоминает правительственный чиновник.
Что касается калийных удобрений, то, поскольку Россия восстановилась на этом рынке, в правительстве рассматривают возможность возвращения пошлины. Размер ее может составить порядка пяти процентов, по крайней мере, пока называются такие цифры.
Поставит Набиуллина и ряд практических вопросов, но примет ли по ним решение правительство, "нам это неведомо", - искренне признается источник в Белом доме.