24.03.2010 00:23
Экономика

Проект реконструкции Пушкинской площади Москвы снова отправлен на доработку

Скандальный проект реконструкции одной из главных площадей столицы снова завернули на доработку
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №60 (5139)
Читать на сайте RG.RU

Вчера спустя три года экспертный совет при главном архитекторе Москвы вновь вернулся к рассмотрению проекта строительства транспортного узла на пересечении Страстного и Тверского бульваров и главной магистрали столицы - улицы Тверской. Предыдущий проект в 2006 году был дружно забракован всеми - и архитекторами, и многими общественными организациями, и рядовыми москвичами.

Самый большой протест москвичей вызывало намерение инвестора построить под Пушкинской площадью огромный подземный торговый центр, которому, по общему мнению, здесь совсем не место.

И вот вчера Экосу представили новый проект. Теперь здесь предлагается построить не торговый центр, а транспортно-досуговый узел. В частности, в четырехэтажном здании предусмотрен паркинг на 800 машино-мест, роликодром, каток, археологический музей, в котором могут быть представлены в зависимости от сохранности стены Белого города, построенного здесь в пятнадцатом веке, и фундаменты Страстного монастыря, кафе и прочий фастфуд. Сохраняется и торговля, но не 35 тысяч квадратных метров, а 20 тысяч. Это уже не дорогие бутики с золотом и бриллиантами, которых и без того девать некуда на Тверской, а магазин шаговой доступности для жителей близлежащих домов. Разная мелочь - вроде сувениров и сигарет. Много книжных магазинов, в том числе букинистических, практически исчезнувших из центра.

Но главные изменения коснулись первого подземного уровня. Вместо узких переходов к расположенным здесь станциям метро "Чеховская", "Пушкинская" и "Тверская", облицованным убогой кафельной плиткой, предполагается построить единое пространство, которое свяжет их. Таким образом, новый транспортный узел, по словам Михаила Крестмейна, руководителя отдела транспорта НИИ Генплана Москвы, будет работать не только в интересах автомобилистов, избавив их с помощью тоннеля от пробок в этом месте, но и 230 тысяч пассажиров, прибывающих в день сюда на метро. Кстати, Крестмейн напомнил, что впервые идея освоения подземного пространства Москвы была заложена еще в Генплане 1971 года, и предполагалось начать его именно отсюда.

По поводу нового варианта проекта снова тут же разгорелся спор. "Какой развлекательный центр может быть над древним собором под Пушкинской площадью? - возмущались защитники старины. - Пусть молодежь едет кататься на коньках в Крылатское. А тусоваться - на Старый Арбат. Мы им километр пешеходной улицы выделили еще 25 лет тому назад, вот и пусть ходят туда-сюда, туда-сюда..." Но с заднего ряда поднялась девушка, представилась: "Я Маргарита Ким, студентка РГГУ. Вот вы против строительства развлекательного комплекса выступаете. А что, лучше, когда молодые сидят на скамейках возле памятника Пушкину и пьют пиво? А может быть, нам все-таки разрешат спуститься в подземный комплекс и сходить в кино, покататься на тех же коньках?"

"Очень хорошо, что у нас появились на этом обсуждении новые лица, - поддержал молодежь главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. - Это для нас с вами Пушкинская площадь, а для них это еще и Пушка. Так давайте же не лишать своей Москвы все новое поколение".

От автора проекта - турецкого архитектора Халука Бозуглу - члены Экоса больше всего хотели услышать, что же он предпримет, готов ли он изменить проект, если археологи во время раскопок встретят на его пути ценные фундаменты, и были удовлетворены, услышав положительный ответ.

Высказав массу вполне конкретных замечаний, члены Экоса решили отправить проект на доработку и вернуться к его обсуждению через месяц.

Недвижимость Москва Столица