25.03.2010 00:30
Экономика

Премьер-министр Украины Николай Азаров сегодня начинает свой первый визит в Москву

Украина пытается сбить для себя цену российского топлива
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №61 (5140)
Читать на сайте RG.RU

Предварительные переговоры по газу для Украины, которые прошли в Москве, в офисе "Газпрома", судя по сообщениям, только наметили общий вектор предстоящих обсуждений.

Эта тема будет продолжена сегодня во время встречи премьер-министра Владимира Путина с новым украинским главой правительства Николаем Азаровым.

Как сообщает пресс-служба "Газпрома", во вторник председатель правления российского газового концерна Алексей Миллер и министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко обсудили вопросы поставок российского газа на Украину и платежей за него.

Из-за проблем с деньгами украинская сторона уже не в состоянии платить за весь газ, который должна получать по договору. Началось резкое падение его потребления. В этой ситуации Киев обратился с предложением, чтобы платить по фактическому потреблению, а не по контракту. По предварительным расчетам, цена экономии для одной стороны и потерь для другой составляет минимум 2,5 миллиарда долларов. Чтобы компенсировать эти выпадающие для России доходы, Украина предлагает предоставить "Газпрому" напрямую снабжать украинских потребителей. Фактически речь идет о передаче газовому холдингу топливной розничной сети.

Что касается цен на российское топливо, то это вторая главная составляющая переговоров. Напомним, президент Украины Виктор Янукович и вице-премьер Сергей Тигипко заявляли, что приемлемая цена на газ для Украины должна быть близкой к той, что пока действует для Белоруссии: 168 долларов за тысячу кубометров. В то время как с 1 апреля Украина должна будет платить по 320 долларов. При этом Киев готов в обмен передать управление своей транзитной сети, ведущей в Евросоюз, международному консорциуму, где доля России будет не менее трети.

Предполагается, что украинские организации фактически не будут иметь доступ к транзитным трубам и хранилищам, что исключит незаконный отбор газа для Европы. А это часто случалось в украинских трубопроводах в последние 10 лет.

Кроме того, тот же консорциум возьмет на себя обновление этой системы. А сумма здесь может составить десятки миллиардов долларов, потому что уровень износа этой системы на сегодня оценивается минимум вполовину. Одна Украина сегодня явно не потянет этих расходов. Тем более когда только в апреле ей придется выплатить России за потребленный газ, а также МВФ по 750 миллионов долларов. Но те самые полтора миллиарда долларов - все доходы украинской казны в апреле.

Директор Института проблем нефти и газа РАН академик Анатолий Дмитриевский полагает, что Москва может, в принципе, пойти на некоторые уступки Киеву по вопросам цен и сроков газовых платежей в обмен на предложения Украины по консорциуму и прямым поставкам "Газпромом" топлива украинским потребителям. Это, по его словам, положительно скажется на общем контексте российско-украинских отношений. По мнению ученого, участие России в консорциуме, с одной стороны, успокоит европейцев в надежности и стабильности поставок. С другой - поможет удерживать контроль над транзитными ставками. А они для России выросли с 1 января 2010 года на 60 процентов.

Между тем сама идея консорциума еще не устоялась. Так, Николай Азаров в канун приезда в Москву отметил, что "разговоры об отчуждении украинской газотранспортной системы не имеют ничего общего с реальностью. Во время переговоров речь может идти только о совместной модернизации украинской газотранспортной системы".

Справка "РГ"

Стоимость украинской газотранспортной системы, по данным на сентябрь 2000 года, когда завершилась проведенная по просьбе ЕБРР экспертная оценка, составила 26 млрд долларов. Из них 3 млрд - стоимость подземных хранилищ. В 2000 году износ основных фондов системы приблизился к 50 процентам.

На сегодня, по мнению экспертов, эта оценка может быть выше - 28,7 млрд долларов - газопроводы и 6,1 млрд - хранилища.

Нефть и газ Украина