В эти дни в эфире "Радио России" звучит премьера радиоспектакля по комедии Александра Грибоедова "Горе от ума". Ансамбль актеров, занятых в постановке, возглавляет народный артист России Михаил Козаков, играющий Фамусова, графиню Хлестову играет Алла Покровская.
На презентации радиопроекта, состоявшейся в Доме-музее Ермоловой, Михаил Козаков говорил о важности возрождения мощной некогда традиции радиоспектаклей. Именно радио помогло ему исполнить его давнюю и заветную мечту - сыграть Фамусова.
Гостям вечера представили фрагменты записи. Режиссер спектакля Александр Пономарев долгие годы занимается радиотеатром, ему принадлежит ряд блистательных образцов этого уходящего жанра. В роли Чацкого звучит известный по сериалам актер Петр Красилов. Его оппонентом выступает Илья Ильин - Молчалин. Ксения Алферова - Софья, Нелли Уварова - Лиза. Если мастера отечественной сцены показывают пример прочтения классики в лучших традициях русского психологического театра, то молодые актеры дают какой-то новый и легкий звук.
"Мне хотелось сыграть или прочитать вчистую роль, без всяких помарок, новомодных вещей. Как учили, в классическом стиле, пускай несколько старомодном", - сказал о своей работе Михаил Козаков. Генеральный директор "радио России" Вячеслав Умановский уже предполагает сделать из радиоспектакля аудиокнигу, а режиссер совместно с директором Музея Ермоловой Раисой Островской видят продолжение этого проекта в телеспектакле. Причем декорациями для него могли бы послужить анфилады, комнаты и лестницы ермоловского дома на Тверском бульваре.
Мы попросили режиссера Александра Пономарева ответить на наши вопросы.
Российская газета: Что для вас было самым важным в вашем подходе к хрестоматийной пьесе?
Александр Пономарев: На старом театре считалось, что если есть труппа, с которой можно поставить "Горе от ума", значит, в этом театре можно поставить все. Это был закон, и он действует до сих пор.
Все это по-домашнему начиналось, потому что мы дружны с Михаилом Козаковым. На его юбилее я услышал, что он хочет сыграть Фамусова, и в каком-то смысле эта работа стала подарком ему.
Мы постарались не уродовать, не глумиться над русской классикой, как это модно видеть сегодня повсеместно. Если угодно, это был и жест протеста. Ведь в театр ходят мальчики и девочки, которые не читали "Горе от ума", а там они видят невесть что.
Мы по мере сил пытались найти атмосферу, понять автора с его очень сложным характером.
РГ: А кто для вас Чацкий?
Пономарев: Я взял на эту роль Петю Красилова - он очень свежо и современно звучит. Мне была важна его молодость прежде всего. Ведь Грибоедов до конца жизни называл себя молодым человеком. А в те времена 29-30 лет - это уже зрелость. Нино Чавчавадзе было 15 лет, когда он женился на ней. Он был задирой, дуэлянтом, которого опознали по отстрелянному на дуэли пальцу, дипломатом, не соблюдавшим дипломатических законов, не снимавшим обувь при входе к шаху. Он вызывал огонь на себя. Чего добивался?
"Горе от ума" - безумно заряженная энергией пьеса. Хотелось бы, чтобы радиоспектакль превратился в телеспекталь. Вот и павильон нашелся! Ведь дом Ермоловой был построен в конце XVIII века! Там все есть - и бальный зал, и кабинет, и лестницы, и сени.