Инновационное образование в России сегодня не просто мода, а продиктованная временем необходимость: на базе передовых вузов в регионах создаются малые предприятия и формируются научно-образовательные кластеры. Об опыте Астраханского госуниверситета в этой сфере рассказывает его ректор Александр Лунев.
Российская газета: За последний месяц ваш университет стал соучредителем семи малых предприятий. Насколько их специфика вписывается в стратегию развития российского Прикаспия?
Александр Лунев: Мы создали эти предприятия по 217-му федеральному закону. Причем все они уже имеют финансирование, а коммерческая ценность идей, которые они разрабатывают, получила высокую оценку экспертов Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Каждое из этих малых предприятий, как и все четыре десятка инновационных фирм, созданных нашими учеными, ставят перед собой конкретные узкие задачи, но все они вместе ориентированы на проблемы, актуальные для Прикаспия, для Астраханской области, которая сегодня позиционируется как российские ворота в этот стратегически важный регион.
Начало интенсивной разработки каспийских углеводородных ресурсов, формирование новых российских и межгосударственных логистических потоков, развитие судостроения и туризма, необходимость рационального использования и сохранения уникальных биоресурсов, плюс к тому активная дипломатия молодых прикаспийских государств - таков фон для развития инноваций в этом регионе. А насколько высоко международное научное сообщество ценит инновационный потенциал нашего университета, можно судить по тому факту, что АГУ единственный на Юге России вошел в состав 16 базовых российских вузов, которым предстоит образовать Университет Шанхайской организации сотрудничества.
РГ: Говорят, некоторые бизнес-идеи для университетских предприятий буквально выращены из земли и воды?
Лунев: Особенно те, которые основаны на биотехнологиях и служат повышению качества жизни в Прикаспии. Например, ученые кафедры молекулярной биологии разработали технологию получения в лабораторных условиях биомассы каспийского лотоса. Нам было досадно, что коллеги из стран Востока используют произрастающий у них лотос для изготовления косметики, биологически активных добавок, пищевых приправ, а Россия закупает это сырье, хотя наш каспийский лотос считается более ценным. Но мы, астраханцы, могли своими лотосовыми плантациями только любоваться, потому что каспийский лотос занесен в Красную книгу.
Проблему решили с помощью высоких технологий. На нашем малом предприятии промышленно значимый прирост биомассы будут получать in vitro (в лабораторных условиях), и она будет содержать все характерные для этого реликтового вида ценные биологические вещества.
РГ: Действительно ли технопарк Астраханского государственного университета был первым в регионе и первые малые предприятия ваши профессора создавали именно там?
Лунев: Да, технопарку пять лет, мы построили его в поселке с символическим названием Начало. Сегодня в технопарке размещаются наукоемкие малые предприятия, финансируемые по грантам, совместные с институтами Российской академии наук научно-исследовательские лаборатории (всего в университете 14 таких лабораторий). Сердце технопарка - центр нанотехнологий и наноиндустрии с уникальным оборудованием, которое практически полностью приобретено на собственные средства университета. Это японская установка для вертикального выращивания нанотрубок, туннельный сканирующий микроскоп, установка для получения металлоуглеродных нанокомпозитов, просвечивающий электронный микроскоп и много другой техники, позволяющей заниматься дизайном и синтезом наноструктур, созданием новых материалов.
РГ: А что вас заставляет держать двери технопарка открытыми для коллег-исследователей из других научных центров России и Прикаспия?
Лунев: Хороший вопрос. Астраханский государственный университет позиционирует себя как международный университетский комплекс. Действительно, мы планомерно создаем базу высокотехнологичного научно-исследовательского оборудования для совместного использования партнерами России и зарубежья. Это позволит многократно усилить образовательный, научный и инновационный потенциал региона. За последние годы мы прирастили учебные площади вуза в пять раз, накопили опыт коммерциализации НИОКР, установили эффективные связи с бизнес-сообществом, государственными структурами, развили международные связи и сегодня по сути являемся инновационным исследовательским вузом, а это значит, что мы стоим на самом стыке науки и производства.
Мы учим бизнес. Программы подготовки специалистов, разработанные нашими учеными, направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, муниципальных образований и всего Прикаспийского региона в целом. В 2007 году АГУ избран Гарвардской школой бизнеса (США) в качестве пилотной площадки в России для реализации образовательной программы по международной конкурентоспособности. В рамках этого проекта для повышения региональной конкурентоспособности в университете создан российско-американский центр образования и исследований, разработана новая программа подготовки управленческих кадров на основе курса профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера "Микроэкономика конкурентоспособности".
Мы стремимся формировать мультиязычную образовательную среду - большинство наших студентов и аспирантов изучает не только европейские, но и восточные языки. В 2007 году АГУ заключил соглашения по "двойному диплому" и реализует несколько совместных магистерских программ с Университетом София-Антиполис (Франция) и Университетом Кларка (США).
РГ: А как на практике происходит передача новых технологий от науки промышленности и бизнесу?
Лунев: В стратегии инновационного развития университета четко прописано сотрудничество с предприятиями области для подготовки высококлассных специалистов. Например, совместно с судостроительным заводом "Красные Баррикады" мы создали инновационный научно-образовательный комплекс профессиональной компетенции. Там студенты четвертого-пятого курсов под руководством наших преподавателей и специалистов завода выполняют производственно ориентированные проекты по заказу предприятия. Считаю, что инновационный вуз сейчас должен готовить не просто выпускников, а ученых-бизнесменов, причем не одиночек, а целые команды, состоящие из инженеров, экономистов, юристов и менеджеров, обеспечивающих этот бизнес на рынке. Вуз должен стать производством, продуктом которого являются готовые малые предприятия (команды специалистов и новые технологии). Сегодня вокруг университета существует пояс из малых предприятий, и наша задача поставить их создание на конвейер.
И я не зря сказал ранее об иностранных языках как о конкурентном преимуществе специалиста на рынке. Мы считаемся периферийным вузом, но по восточным языкам, например, можем смело конкурировать с ведущими учебными заведениями страны. Пару лет назад открыли у себя школу японского технического перевода, и поначалу никто не мог предположить, насколько востребованным это окажется на рынке. Нам удалось запустить подготовку кадров для международных совместных предприятий, не имея на территории области ни одного представительства японской компании. И в итоге не ошиблись: почти весь первый выпуск наших студентов-переводчиков взяли на совместное предприятие ЗиЛа и японской компании IHI в Подмосковье, где японцы сейчас монтируют свое оборудование. Взяли даже не окончивших курс магистрантов, и теперь они едут на стажировку в Японию.
РГ: Можно ли сказать, что ваш университет - большая фабрика по производству инноваций?
Лунев: Для начала давайте поймем, что такое инновация. Кроме всего прочего, это система внутрикорпоративной культуры, когда работники все время думают над тем, как улучшить свой продукт и усовершенствовать свои технологии. Мы рассматриваем свой университет именно как предприятие, как производственную компанию со всеми атрибутами, отсюда и понимание термина "инновационное образование".
Как же создать такую систему, такую атмосферу внутри коллектива? Только непрерывным процессом обучения - причем обучения не только студентов, а сотрудников и преподавателей - и гибкой моральной и материальной мотивацией. Нужно создать систему самообучающегося коллектива, когда люди - и студенты, и преподаватели - постоянно находятся в поиске, работают, думают, творят.
Например, несколько лет назад мы начали всех преподавателей и сотрудников обучать информационной грамотности. Дело шло вяло. И тогда предложили всем учиться платно, то есть не платить за учебу, а получать за нее деньги! Желающие во время летнего отпуска две недели занимались с преподавателем, получали сертификат, а вуз платил им за каждый час обучения. А потом те, кто получил сертификат, должны были на деле доказать свое умение и подготовить электронный учебно-методический комплекс по своему предмету. Сделал - получи надбавку к зарплате. Потом начали учить другим программам, например, по системе компании Toyota "бережливое производство". Этот курс, помогающий оптимизировать свою работу для уменьшения непроизводительных потерь, прошли более 700 преподавателей и аспирантов нашего вуза.
Кстати, система стимулирования распространяется не только на преподавательский состав, но и на студентов. Вот еще один спецкурс - учим писать заявки на гранты, а это хорошая прибавка и профессору к зарплате, и студенту к стипендии. Не только учим, а еще и приплачиваем за использование этих навыков на практике. Схема такая: после курсов обучаемый должен написать заявку и отослать на конкурс. Даже если просто отправил заявку на грант и не выиграл - университет платит "за активность", а уж если выиграл - получи от родного вуза еще 10 процентов от выигранной суммы. Результат есть: в этом году у нас по различным грантам подано около 1900 заявок.
РГ: Стало быть, инновация - это не только технология, но и мышление?
Лунев: Совершенно верно. И инновационному мышлению, надо признать, нам еще нужно учиться и учиться. Меня в свое время поразило то, как в Японии формируют отношение рядовых граждан к местной науке и промышленности, как прививают гордость за достижения в технике и технологиях. Помню, как однажды мы приехали в Токио на выставку и не смогли пробиться к павильонам хозяев - организаторы автобусами возили граждан из разных городов, чтобы они увидели достижения ученых своей страны. Зачем, спросите вы? Чтобы каждый японец из самого отдаленного городка осознавал происходящее в стране и гордился сопричастностью к успеху.
Теперь и мы также возим всех в наш университетский технопарк: астраханцев и приезжих, бизнесменов и ученых, учителей и школьников. Пусть видят, как развивается наша наука, какую продукцию выпускают наши малые предприятия. Спустя годы кто-то из учеников обязательно придет сюда со своими идеями и открытиями.
Отсюда, кстати, и ориентация нашего университета на подготовку будущих студентов, сегодняшних старшеклассников. Мы активно сотрудничаем с Государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и в рамках инновационных конкурсов "СТАРТ" получили финансовую поддержку 39 инновационных проектов наших ученых, а 84 студента и аспиранта стали номинантами программы "У.М.Н.И.К.".
На каком-то этапе мы поняли, что мало привлекать к работе над проектами только преподавателей и наших студентов, аспирантов. Нужно готовить резервы. Поэтому мы решили пойти в школы, ведь выращивать людей с инновационным мышлением нужно уже со школьной скамьи. Организовали конкурс "Школьник", определили размеры грантов в 50 тысяч рублей и начали работать и с самими учащимися, и с их преподавателями по ключевым для нас дисциплинам - физике, химии, биологии, информатике.
Для нас это форма профориентации будущих абитуриентов, ведь большую часть работ школьники выполняют в наших аудиториях, привыкают к "взрослому" уровню лабораторных исследований. Считаю, что только так, работая на перспективу, можно обеспечить вузу высокий уровень подготовки студентов и, как следствие, инновационное развитие всему Прикаспийскому региону.
Справка "РГ"
В составе Астраханского государственного университета 6 инновационных институтов, 84 кафедры, 27 научно-исследовательских центров и лабораторий, колледж среднего специального образования. В университете работают более 150 докторов и около 500 кандидатов наук, действует самая крупная в регионе аспирантура, объединяющая более 600 аспирантов. В университете работает кафедра ЮНЕСКО "Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие" с сетью филиалов в университетах Южного федерального округа и Казахстана.