В новом амплуа предстала в Большом зале консерватории звезда мировой оперы Анна Нетребко. Спустя почти два года после своего последнего выступления на этой сцене, она наконец появилась перед московской публикой, причем, не только в ином, "повзрослевшем" имидже, но и с радикально новым для себя репертуаром - программой романсов Римского-Корсакова и Чайковского, исполненной с пианисткой Еленой Башкировой.
Аншлаг в Большом зале консерватории на концерте звезды был невообразимый, невзирая на стоимость билетов, доходивших в партере до 30000. Организаторы (Русское концертное агентство) проявили неслыханную милость по отношению к публике, запустив рекордное количество безбилетников. В результате многочисленные поклонники Анны Нетребко плотно забили не только все "законные" места, но и сотнями теснились вдоль стен, в проходах, на ступеньках, буквально "свисали с люстр". И единственное, что на корню уничтожало качество "культовой" атмосферы - дикая ново-московская привычка забывать отключать мобильные телефоны, бесперебойно трезвонившие в течение всего концерта.
Конечно, собрать сегодня аншлаг на имени Нетребко не составляет труда, но и сама певица подошла к концертной программе творчески. Ее прежний и уже несколько заигранный концертный репертуар - "брызги шампанского" из популярных любовных арий и дуэтов с опереточными бисами, шаловливые выходки, типа танцев босиком, так же как и изменившийся, более зрелый образ, вряд ли сейчас были бы адекватны ее дальнейшему артистическому движению. И она это осознает. Поэтому сегодняшняя Нетребко, установившая когда-то опасную планку культово-потребительского отношения к себе со стороны публики, ожидавшей от нее неизменного набора из звонкого голоса, модельной внешности и артистического шарма, спокойно рассталась с собой прежней и вышла в новом, посерьезневшем, но не менее очаровательном качестве.
В Москве она впервые спела программу романсов - Римского-Корсакова и Чайковского. Впрочем, самому проекту уже более полугода: Нетребко пела романсы и в Мангейме, и на последнем фестивале в Зальцбурге, а буквально завтра, 26 марта Deutsche Grammophon выпустит в продажу CD "В ночной тиши" с записью, сделанной певицей вместе с пианистом и дирижером Даниэлем Баренбоймом на зальцбургском концерте. Там их дуэт произвел фурор. В Москву и следом в Петербург певица приехала вместе с пианисткой Еленой Башкировой, с которой выступала уже с романсами в Германии.
Программа московского концерта была выстроена двумя циклами - 11 романсов из разных опусов Римского Корсакова в первом отделении и 9 романсов Чайковского во втором отделении. Рахманиновские миниатюры у Нетребко прозвучали как "мимолетности", текучие мгновения, звуковые созерцания. Нетребко уже явно удалось справиться со своим изменившимся голосом, утратившим прежнюю легкость и звонкость, но набравшим в объемности звучания, в глубине тембра, а - главное - густой теплоты звука, мгновениями напоминавшей о пронзительной душевности цыганского пения. В цикле из романсов Римского-Корсакова этих "новых" качеств оказалось достаточно для того, чтобы не только передать тонкую звукопись и лирические настроения, но и выстроить изнутри драматическую "восточную главу" ("На холмах Грузии", "В царстве розы и вина", "Песня Зулейки", "Пленившись розой соловей"). И здесь, в излюбленной Римским-Корсаковым ориенталистике Нетребко чувствовала себя комфортно, демонстрируя гибкость, непрерывность и красоту голосоведения, удивительную однородность звучания по всему диапазону и безмятежное артистическое обаяние.
Совершенного результата не случилось только потому, что пианистка Елена Башкирова почему-то не смогла на этот раз составить адекватный ансамбль - промазывала по клавишам, местами не справлялась со сложными ритмами, содержательно не дополняла вокальную трактовку. В романсах Чайковского это оказалось решающим. Здесь и самой Нетребко не хватило той особой, присущей именно Чайковскому краски трагического внутреннего надрыва, какой-то душевной "трещины", а фортепианная партия, которая могла бы "договорить", ограничилась воспроизведением текста. Публику, впрочем, это вряд ли разочаровало. От певицы потребовали "бисы", и они тоже оказались "новыми": "Мелодия" Дворжака и "Цецилия" Рихарда Штрауса. Так что процесс "обновления" Анны Нетребко не прошел незамеченным в Москве.
Фото: РИА "Новости"