25.03.2010 00:26
Общество

Светила отечественной реставрации решают во Владимире судьбу первой русской иконы

Реставраторы восстанавливают первую русскую икону
Текст:  Светлана Биткина (Владимир)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №62 (5141)
Читать на сайте RG.RU

Светила отечественной реставрации собрались во Владимире, чтобы окончательно решить судьбу иконы "Богоматерь Боголюбская".

Национальная реликвия, уникальный памятник мирового значения, подобных которому в мире осталось не больше десятка, древнейший памятник иконописи на территории Северо-Восточной Руси - таков далеко не полный список эпитетов, прозвучавших из уст мэтров в адрес памятника древнерусского искусства, рожденного на Владимирской земле.

То, что увидели специалисты в феврале прошлого года, директор ВХНРЦ им. Грабаря Алексей Владимиров назвал ЧП колоссального масштаба. В ходе очередной проверки состояния сохранности иконы "Богоматерь Боголюбская" в Успенском соборе Княгинина монастыря специалист Владимиро-Суздальского музея-заповедника обнаружила на ней белые пятна. Комиссия из московских специалистов по реставрации темперной живописи и музея зафиксировала три очага плесени, отставания красочного слоя, шелушения, угрозы осыпей...

Реставраторы отмечают такую закономерность: чем более почитаема икона, тем больше она страдает от внешних воздействий. А больна она уже ни одно столетие.

По преданию, именно после перенесения чудотворной иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир прекратилась жесточайшая эпидемия чумы 1771 года. В честь этого события был установлен обычай ежегодного принесения иконы в губернский центр и ношение ее по городам и селам. По версии специалистов, именно это привело к тому, что к началу ХХ века живопись памятника оказалась в плачевном состоянии.

"...Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника".

Таким было заключение специалистов в 1918 году, сделанное при ее постановке на учет Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И. Э. Грабаря. С тех пор икона проходила три курса лечения. И пред каждым назначением диагноз ей ставился один - крайне аварийное состояние.

- Методы укрепления красочного слоя иконы, которые применяли наши первые реставраторы в 20-е годы, мы сегодня не приемлем, но иных тогда не было, - говорит директор ВХНРЦ им И. Э. Грабаря Алексей Владимиров.

Современные специалисты избегают критических оценок в адрес своих предшественников, потому что понимают: то, что через восемь с лишним веков Боголюбский образ сохранился, уже чудо.

...В начале 1990-х годов церковные власти попросили передать икону из музея в Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. Было очевидно, что живопись древнего памятника не перенесет перепадов температуры и влажности. Поэтому Владимиро-Суздальский музей-заповедник на свои деньги заказал специальную герметичную витрину из особого стекла, которая обеспечивала бы постоянный температурный режим. А через пять лет "Богоматерь Боголюбская" в присутствии специалистов музея-заповедника была перемещена в усовершенствованную витрину, изготовленную в Германии.

- Когда сдавалась вторая витрина, немцы предупреждали, что ее одной мало, нужно помещение со специальным климатом и специальным осушителем, - напомнил Алексей Владимиров.

Среди главных причин обострения болезни святыни специалисты назвали замену в храме полов из керамической плитки полированным цветным гранитом, в результате чего был нарушен воздухообмен. При сдаче в эксплуатацию витрины для иконы были разработаны условия поддержания необходимого режима в помещении собора: постоянная работа четырех обогревателей, представленных в комплекте с витриной. Но уже в конце 2008 года из экономии вместо четырех здесь работало только два.

Решение реставраторов было однозначным - вернуть икону из действующего храма в фонды музея-заповедника. 4 июня прошлого года памятник был перенесен в отдельное помещение в Палатах музея. И сегодня она хранится в горизонтальном положении при температуре воздуха 18-19 градусов по Цельсию и влажности 49-50 процентов, а за ее сохранностью следят ежедневно.

Столичные специалисты приняли единогласное решение - "Богоматерь Боголюбская" останется во Владимире. А реставраторы будут приезжать сюда и работать вахтовым методом группами по 2-3 человека. Для спасения иконы разрабатывается специальная методика.

Насколько затянется процесс лечения, ответить никто из специалистов не взялся. Однако на вопрос, вернется ли икона на прежнее место, в храм, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на балансе которого она находится, Алиса Аксенова ответила твердо: вернется, если для нее будут созданы необходимые условия.

Кстати

Создание иконы связывают с преданием о явлении Богородицы князю Андрею Боголюбскому во время его моления близ устья реки Нерль в 1155 году. Написанная около 1158 года по повелению князя Андрея, Боголюбская икона Божьей Матери считается первой иконой, написанной на Русской земле.

Религия Аукционы и коллекции Владимир Центральная Россия