25.03.2010 00:50
Власть

Липецкий летчик повторил подвиг своего отца

Липецкий летчик повторил подвиг своего отца
Текст:  Мария Кривовяз
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №62 (5141)
Читать на сайте RG.RU

Старший лейтенант Липецкого авиацентра Алексей Хакбердыев представлен к ордену Мужества.

...Нештатная ситуация произошла во время тренировочных полетов. Старший лейтенант отрабатывал навыки ведения воздушного боя на штурмовике СУ-25 в ночное время. Алексею предстояло совершить три вылета. Первые два он выполнил успешно. Во время крайнего (летчики никогда не говорят "последний полет") у самолета заклинило шасси.

- Выполнял полет на полигон. Когда должен был заходить на посадку, обнаружил, что не выпускается правая стойка шасси. Доложил о неисправности руководителю полетов, все действия совершал с разрешения командира. Попробовал выпустить шасси основным способом, аварийным, с перегрузками. Очень сложно делать перегрузки на небольших скоростях. Главное - не превысить углов атаки,чтобы самолет не перевернулся, - рассказал "РГ" Алексей.

Молодой пилот совершил свыше десяти попыток выпустить шасси, испробовав все возможные способы, но техника не слушалась.

Более получаса Алексей кружил в ночном небе над аэродромом. Чтобы благополучно совершить посадку, необходимо было "отработать" топливо. В противном случае во время приземления при контакте топливных баков с грунтом мог произойти взрыв. Когда датчик топлива достиг отметки в 500 килограммов, Алексей, рискуя жизнью, пошел на посадку. У пилота была возможность катапультироваться, но подобный вариант он даже не рассматривал.

- Как можно бросить машину, если есть возможность совершить посадку? На этом самолете летаю не я один. Он предназначен для целой эскадрильи. Кроме того, очень важно выяснить причину, из-за которой заклинило шасси. Правая стойка так и не вышла. Мне пришлось полностью убрать шасси и сажать самолет "на брюхо". Перед посадкой выключил двигатель. Чтобы приземление было более мягким, сажал самолет не на бетонную полосу, а на грунт. Сажать на бетон без шасси - полсамолета сотрется. После касания взлетно-посадочной полосы выпустил тормозные парашюты, обесточил самолет и посадил.

Алексей выполнил посадку 18-тонной машины ювелирно - самолет получил незначительные повреждения. Когда летчик оказался на земле, первым делом позвонил отцу и рассказал о случившемся. Хакбердыев-старший был немногословен. Сказал, чтобы сын поскорее приезжал домой. И уже дома летчики устроили "разбор полетов".

Алексей детально рассказал отцу, полковнику в отставке, о случившемся. Опытный летчик сказал, что сын все сделал правильно. Владимир Хакбердыев дважды попадал в подобную ситуацию. Первый раз летчик посадил Су-25 "на брюхо" в Забайкалье, когда ему было 38 лет. А через семь лет на полигоне Ашулук в Астраханской области, у его самолета не вышла передняя стойка шасси. Летчик, "пропахав" носом воздушного судна 300 метров, посадил его на две основные стойки на бетонную полосу. За более чем 20-летнюю историю эксплуатации штурмовика Хакбердыев-старший первым в Военно-воздушных силах выполнил удачную посадку в подобной ситуации. Сыграли роль мастерство и опыт воздушного аса.

Алексей всего четыре года назад окончил Краснодарское летное училище. За плечами молодого пилота чуть более 500 часов налета, и это его первая "нестандартная" ситуация. Произошедшее Алексей считает рядовым случаем и искренне возмущается, когда его называют героем.

- Какой это подвиг? Отец действительно совершил подвиги. А я просто посадил самолет, у которого возникли технические неисправности.

После ЧП со счастливым исходом в Липецком авиацентре Алексею дали месяц отпуска. Сейчас молодой пилот проходит курс теоретической подготовки по управлению самолетом нового поколения Як-130, который не так давно поступил в Липецкий авиацентр. И в ближайшее время приступит к практическим занятиям.

Армия Липецк Центральная Россия