В тайге Среднего Урала должны сохраниться свидетельства существования аэромоста, связывавшего в годы Великой Отечественной войны Аляску и линию фронта.
Чтобы их отыскать, к юбилею Победы уральские следопыты готовят поисковую экспедицию.
В начале этого года в администрацию Михайловска Свердловской области пришло письмо из Воронежа: сын погибшего во время войны летчика просил разыскать могилу отца. Согласно справке из Центрального архива Минобороны РФ, "капитан Алексей Фадеев, штурман эскадрильи авиаполка Военно-воздушной академии имени Жуковского умер 23 октября 1943 года (причина смерти не указана), похоронен в тайге, в 20 километрах юго-восточнее Михайловска Свердловской области".
С февраля 1943 года над Уралом проходил Алсиб (Аляска - Сибирь) - секретная авиатрасса, по которой ленд-лизовские самолеты перегоняли к линии фронта: от Фербенкса на Аляске, через Уэлен (тогда Уэлькаль), Якутск, Красноярск, Свердловск, Казань - до Москвы. На отрезке от Уэлена до Красноярска новые аэродромы, необходимые для дозаправки, построили за полгода в 40-градусные морозы узники ГУЛАГа.
Существование воздушного Алсиба косвенно подтверждается одной из екатеринбургских легенд. Здание профилактория в аэропорту Кольцово до сих пор называют "Белым домом": утверждают, что там останавливался президент Рузвельт по пути из Тегерана по только что открытой воздушной трассе.
Исследованиями этой темы долгое время занимался ветеран Военно-космических сил Игорь Катенев, который помог музею екатеринбургской школы N92 создать экспозицию "Секретная трасса". Ветеран рассказывал школьникам, что перегоняли американские самолеты советские летчики. Несколько Аэрокобр (истребителей Р-39) разбились или совершили вынужденную посадку в районе Уральского хребта - то ли навигационное оборудование подводило, то ли повлияла геомагнитная аномалия: над богатыми рудными залежами горами стрелка компаса начинала "гулять" - и самолет сбивался с курса. Возможно, именно так погиб капитан Фадеев.
Письмо его сына попало к уральскому путешественнику и следопыту Владимиру Рыкшину, который уже отыскал несколько свидетельств падения самолетов в уральской тайге. Например, житель Первоуральска Николай Усольцев, которому в 43-м было девять лет, вспоминает: "Над нами часто пролетали большие самолеты. Я видел, как один резко накренился на крыло и упал. Потом приезжали особисты, сделали в тайге захоронение - шест со звездой". Фамилию погибшего летчика он не помнит, но указанное им место падения находится как раз в 20 километрах к юго-востоку от Михайловска.
Директор музея в Верхних Сергах Юрий Могилевских нашел свидетелей, которые указали приблизительные места падения еще двух американских самолетов. По их словам, три советских летчика, "одетых не по-нашему", похоронены там же. Трасса была секретной - понятно, что хоронили тихо, без огласки. Вершины "уральского треугольника", в который складываются предположительные точки авиакатастроф, находятся в дикой и глухой, отчасти заболоченной местности со сложным рельефом, где, по словам местных егерей, не только отказывает радиосвязь, но "даже зверь не стоит": животные обходят эти места стороной.
Если погода позволит, экспедиция для поисков места гибели капитана Фадеева отправится в тайгу в мае. Ее координационный совет возглавил ветеран Семен Спектор, почетный гражданин Свердловской области, много лет руководивший областным госпиталем ветеранов. Базовый лагерь разобьют в Михайловске.
- Поиск будет вестись и с воздуха, и на земле, - рассказывает президент ассоциации "Экстрим" Рыкшин. - Предварительный облет территории на мотопарапланах позволит уточнить маршрут. Следы авиакатастрофы в тайге наверняка заметны с воздуха даже сейчас, когда прошло почти 70 лет. На квадрациклах доедем до места поиска, потом пойдем пешком - цепью, с металлоискателями, магнитометрами. Необходимо прочесать район около 25 квадратных километров.
Прочесывание поможет найти обломки самолетов, которые могли разлететься на сотни метров от места падения. Преодолевать непроходимую тайгу на колесном транспорте уральским путешественникам не привыкать, в 2004 году они, например, добрались на внедорожниках до перевала Дятлова - совершили восхождение на плато, что по плечу не всякому пешему туристу.
В поисках примут участие сотрудники Института геофизики УрО РАН и пилоты из областной объединенной федерации сверхлегкой авиации. По словам президента федерации Кирилла Екимова, в поисках будут задействованы мотопланы, паралеты, дельталеты и микросамолеты. Первый облет местности состоится девятого мая, когда в Михайловске проведут летный фестиваль.
Следопыты надеются найти и обломки самолетов, и могилы летчиков. Тогда появится возможность увековечить память пилотов.