Преимущества перехода к общей таможенной территории, а затем и Единому экономическому пространству Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана теоретически очевидны. Однако чтобы они стали реальностью, предстоит разрешить еще немало проблем. Одна из них в том, чтобы предотвратить попадание на создаваемый общий рынок трех стран некачественной, а то и просто опасной для пользователя продукции. Но пока понятия о том, что в этой сфере хорошо, а что не очень, в трех странах порой расходятся. Стандарты и технические регламенты - разные. Многим памятна, например, коллизия, разыгравшаяся около года назад с поставками в Россию белорусских молочных продуктов: поводом для запрета на их ввоз стали как раз разные качественные требования к продукции. А ведь таких фактов после снятия таможенных границ между Беларусью, Россией и Казахстаном может быть немало. Сегодня, скажем, в одну из них свободно ввозятся виноградные вина и минеральная вода, признанные непригодными для реализации в другой, то же можно сказать о многих видах ширпотреба, произведенного в странах Азии.
Выход только один: принять единые стандарты и технические регламенты, которые регулировали бы производство той или иной продукции и ее свойства. Недавно, например, специалисты белорусского и российского министерств, отвечающих за сферу трудовых отношений и социальных вопросов, с участием представителей Постоянного Комитета Союзного государства обсуждали в Минске, как привести к общему знаменателю требования к изделиям, призванным обеспечивать охрану труда. А на днях белорусскую и российскую столицы объединил видеомост, в ходе которого специалисты ведомств, отвечающих за стандартизацию продукции и процессов ее производства, обменялись мнениями, как унифицировать работу с учетом не только создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, но и требований Евросоюза, являющегося важнейшим рынком для этих государств.
- Необходимо активнее развивать межгосударственную стандартизацию в рамках Таможенного союза, - высказала коллегам свое мнение начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Беларуси Ирина Николаева. - В нашей стране за прошлый год был сделан существенный рывок в стандартизации продукции и производства - принято 1347 ГОСТов. Из них 85 процентов гармонизировано с международными нормами. При этом мы максимально учитывали требования, принятые в Евросоюзе. В соответствии с программой разработки технических регламентов нами принято 34 таких документа. И тут мы стремимся максимально использовать наработки ЕС и гармонизировать наши документы с европейскими директивами. На этом фоне пока скромно выглядит разработка межгосударственных стандартов, их всего 88. Этому направлению надо придать новый импульс.
А ведь многие белорусские и российские стандарты идентичны или близки. Это серьезно облегчает их сравнение и принятие затем общих документов. Тут важно выбрать лучшее из того, что есть у двух, а теперь и трех государств Таможенного союза. В частности, по достоинству оценена российскими коллегами работа белорусских специалистов.
- Мы отдаем предпочтение техническому регламенту на парфюмерную продукцию, принятому в Беларуси, - подчеркнул заместитель министра промышленности и торговли РФ Владимир Саламатов. - И не только ему. Очень хорош техрегламент по безопасности строительных сооружений и стройматериалов. Всего в Беларуси вызывают большой интерес примерно 11 документов, они должны стать базой для разработки технических регламентов ЕврАзЭC и Единого экономического пространства Таможенного союза.
Уже в ближайшее время специалисты двух, а затем и трех стран соберутся на консультации, чтобы обменяться опытом в сфере технического регулирования качества продукции. Это позволит избежать дублирования и быстрее двигаться к общей цели. Из двух-трех вариантов, предложенных ведомствами разных государств, будут выбраны лучшие, которые не создавали бы дополнительных барьеров для производителей товара, но гарантировали поступление на общий рынок только безопасной продукции. Это живой, динамичный процесс, призванный обеспечить оптимальный выбор.
При этом каждая страна Таможенного союза имеет специфические сферы, которые она хотела бы регулировать с помощью технических регламентов. Сейчас, например, рассматривается такой документ на высоковольтное оборудование, разрабатываемое в Беларуси. Его будут принимать пять стран ЕврАзЭС. Это шаг к снятию барьеров не только в Таможенном союзе, но и в направлении Евросоюза, считает первый заместитель председателя Госстандарта Беларуси Виктор Назаренко. Ведь в исходные требования к оборудованию были заложены положения соответствующих европейских директив.