Уже в апреле стартуют первые торги по продаже федерального имущества. Доходы от них могут составить в этом году рекордную сумму - 100 миллиардов рублей. Деньги будут совсем нелишними, если учесть огромную "дыру" в казне.
Правда, для того чтобы собрать от продажи госсобственности объявленную сумму, придется расстаться с некоторыми стратегическими активами, признал вчера директор департамента имущественных отношений минэкономразвития Алексей Уваров. Без них выручка от приватизации составит всего 18 миллиардов рублей. В прошлом году, для сравнения, эта сумма составила всего около 2 миллиардов рублей.
Однако пока стратегические предприятия в плане приватизации не значатся. Принимать решение об их продаже можно будет только после того, как активы исключат из списка стратегических объектов. Указ по этому поводу должен подписать президент. Минэкономразвития свои предложения уже подготовило. Скорее всего, на торги будут выставлены объекты транспортной инфраструктуры: морские и речные порты, пароходство, аэропорты. Инвесторы, в том числе иностранные, смогут получить в собственность от 20 до 46 процентов акций. По самым значимым объектам - Новороссийскому и Мурманскому торговым портам, государство оставит у себя "золотую акцию".
Стратегический список "похудеет" на 170 акционерных обществ и 71 ФГУП, подсчитал глава департамента. В то же время само по себе исключение из стратегического списка не означает автоматическое попадание объектов в план приватизации, дал понять глава департамента. Часть ФГУПов, например из космической отрасли, будут акционированы и включены в состав нескольких крупных холдингов.
В перечне "стратегов" министерство предлагает оставить предприятия оборонки, "Аэрофлот", ВГТРК, Первый канал.
Уже сейчас в плане приватизации значится примерно тысяча объектов. Наиболее крупные из них будет продавать не Росимущество, а независимые консультанты из числа инвестбанков, сообщил Уваров. Прошлый год в смысле приватизации, по его словам, выдался неудачным в силу нескольких причин. Стоимость активов на рынке резко упала, а потенциальные покупатели не могли получить в банках кредиты на их приобретение. Но были и субъективные причины. Росимущество слишком долго раскачивалось, проводя оценку предприятий. В этом году перед ведомством поставлена задача ускорить работу, в высокой степени готовности находится оценка 150 предприятий. Самыми привлекательными объектами, с которыми государство намерено расстаться в этом году, Уваров называет "Росгосстрах", ТГК-5, московский Метрострой.
В то же время планы по приватизации на этот год Уваров считает вполне реальными. Для того чтобы подтолкнуть процесс, министерство намерено сделать сразу несколько шагов. Так, инвестконсультанты определят наиболее благоприятные условия продажи, помогут "развести" во времени торги по госактивам и тем объектам, которые находятся в собственности монополий, например ОАО "РЖД". Предварительные переговоры с крупнейшими инвестбанками уже ведутся, говорит Уваров. Для того чтобы получить права на продажу госсобственности, они должны иметь опыт крупных продаж, хорошо знать ситуацию на рынке. Оплата их работы будет привязана к эффективности продаж.
Еще одно изменение: торги будут проходить не только в Москве, но и в регионах. Это касается небольших объектов, которые не интересны столичным покупателям. У Росимущества есть территориальные органы в регионах, они и займутся "мелкой" торговлей.
А при формировании плана приватизации на 2011 - 2012 годы министерство собирается учесть пожелания бизнеса. Потенциальные инвесторы смогут поделиться своими желаниями через сайты минэкономразвития и Росимущества на конференциях, "круглых столах" и форумах. Это, впрочем, не означает, что диалог между государством и бизнесом будет строиться в режиме "кушать подано", предупредил Уваров. Но благодаря такому общению, министерство сможет оценить, активы из каких отраслей пользуются наибольшим спросом, какую долю готовы приобрести потенциальные инвесторы, пояснил чиновник.
Тем временем авиационные активы, которые должна была получить госкорпорация "Ростехнологии", могут в итоге отойти к "Аэрофлоту", сообщил Уваров. Во всяком случае, такой вариант обсуждается в отношении ГТК "Россия". Решение о передаче авиационных активов госкорпорации, напомнил он, было принято в пик кризиса перевозок в 2008 году. Корпорация, по словам Уварова, провела большую работу, нормализовала ситуацию и заслужила благодарности. Но теперь дебатируется вопрос, стоит ли "Ростехнологиям" заниматься бизнесом, связанным с авиаперевозками, либо - участвовать в отрасли, занимаясь поставками самолетов в лизинг, их техническим обслуживанием. Помимо ГТК "Россия" корпорации также передавались "Владивосток Авиа", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии", "Сахалинские авиатрассы". Тогда речь шла о создании "под крылом" "Ростехнологий" крупнейшего национального перевозчика под условным названием "Рос авиа".