"Мы последовательно будем продвигать идею общего экономического пространства единой Европы от Атлантики до Тихого океана". Такую амбициозную глобальную цель озвучил вчера на Международной конференции "Техрегулирование-2012" первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов.
На конференции, которая собрала сразу трех вице-премьеров стран - участниц Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, был аншлаг. Во-первых, участникам надо было сверить часы по запуску с 1 июля 2010 года Таможенного союза в полном объеме в классической форме. То есть с одним таможенным кодексом и с единым таможенным контролем на внешних границах трех стран, а также с одним наднациональным органом, принимающим решения по пошлинам и тарифам от имени правительств трех стран. Во-вторых, надо уточнить, какими темпами и решая какие узловые вопросы идти в 2012 год, теперь уже в единое экономическое пространство стран Таможенного союза. Говоря об этих интеграционных процессах, Игорь Шувалов для начала опроверг отдельных высокопоставленных экспертов, которые, как он сказал, до сих пор "высокомерно" относятся к объединению в Таможенном союзе трех "не очень развитых экономик", мол, Таможенный союз будет только ослаблять их. "Это ошибочная точка зрения", - подчеркнул вице-премьер. По словам Шувалова, сегодня, к примеру, Казахстан в сфере банковской системы, налоговых новаций, а Белоруссия в сфере технического законодательства имеют значительно более развитые экономические институты, точно так же как в России есть свои преимущества. "Это позволит создать мощную базу для рывка вперед", - отметил Шувалов. И добавил, что три экономики и народы трех государств от этого только выиграют.
А вот создание к 1 января 2012 года единого экономического пространства (ЕЭП), по мнению российского вице-премьера, - еще более сложный проект. "Понадобится заключить двадцать базовых соглашений, касающихся единых правил конкуренции, принципов субсидирования промышленных предприятий и сельскохозяйственного сектора, допуска к энергетической и транспортной инфраструктуре, унифицировать законодательство", - пояснил он. При этом, по словам Игоря Шувалова, странам Таможенного союза придется адаптировать цивилизованные нормы ВТО и Евросоюза на своей экономической площадке. И без наднациональных органов управления в ЕЭП уже не обойтись. Чуть позже, на пресс-конференции, отвечая на вопросы корреспондента "РГ", сколько примерно таких наднациональных органов и в каких сферах будет создано, Шувалов сказал: "Это станет предметом отдельных договоренностей всех трех государств". Сам российский вице-премьер предположил, что, по-видимому, такие органы понадобятся в сфере антимонопольного регулирования, доступа к инфраструктуре естественных монополий. "Смысл деятельности наднациональных органов - не допускать дискриминации со стороны национальных правительств, максимально обеспечивать свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы", - пояснил Шувалов. По его словам, выстраивая наднациональные органы управления, участники ЕЭП будут обращаться к опыту Евросоюза, модифицируя его. "Можно ли утверждать, что с введением единых норм, технических законов, стандартов в ЕЭП уже невозможны будут торговые войны, как это было, например, в случае с белорусским молоком?" - задал неудобный вопрос один из журналистов. В ответ Шувалов заметил, что никаких торговых войн не было, а были разногласия, которые цивилизованно решались. Более того, по мнению Шувалова, разногласия надо воспринимать как норму жизни. Острую тему тем не менее продолжили казахстанский и белорусский вице-премьеры. По словам заместителя премьер-министра Республики Беларусь Андрея Кобякова, если, к примеру, в рамках единого экономического пространства какое-либо государство нарушит базовое соглашение по тем же государственным субсидиям в пользу собственных производителей, то разрешать такие торговые споры будут по единым процедурам. "Например, в Экономическом или Таможенном суде", - сказал первый заместитель премьер-министра Республики Казахстан Умирзак Шукеев. Все эти макроэкономические и судебные институты предстоит создать за оставшиеся полтора года. На повестке дня стоит также еще один острый вопрос - создание единого органа по аккредитации сертификационных компаний, которые на начальном этапе отслеживают безопасность товаров, поступающих в оборот. По предложению белорусской стороны, этот компетентный орган по аккредитации должен иметь жесткий реестр, попасть в который смогут только серьезные компании, имеющие испытательные лаборатории, а не только "стол, стул и компьютер". Игорь Шувалов, кстати, поддержал белорусского коллегу. А кроме того, сообщил о ближайшей реформе российской системы аккредитации, насчитывающей сегодня 11 федеральных структур, которые выполняют функции по аккредитации. Вскоре в России появится единый уполномоченный орган по аккредитации при минэкономразвития, регулирующий единые правила по аккредитации органов по сертификации продукции. Участие в работе конференции главы представительства Европейского союза в России Фернандо Валенсуэлы свидетельствовало о том, что глобальная цель создания общего экономического пространства единой Европы - тоже отнюдь не утопия и в перспективе достижима. То, что Евросоюз в этом заинтересован, глава его представительства подтвердил сообщением о том, что в настоящее время и до 2011 года ЕС финансирует проект стоимостью 2,5 миллиарда евро по сближению европейской системы техрегулирования стандартов сертификации ЕС - Россия.
Между тем
Как вчера сообщил первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов, Россия, председательствующая в этом году в странах СНГ, готовит базовое соглашение о зоне свободной торговли. Один из главных пунктов еще одного интеграционного соглашения - повышение статуса трудовых мигрантов на территории бывшего СССР.