26.03.2010 00:14
Культура

Александр Калягин: В России наблюдается очевидный развал театрального дела

Александр Калягин размышляет о том, что стоит за последними скандалами в театрах
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №63 (5142)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета : Александр Александрович, все чаще резонансными становятся не театральные премьеры, а театральные скандалы. Такое ощущение, что и ситуация в театре Станиславского, и в Нижегородском ТЮЗе, где яркие личности ни к чему, проявляет один закон: игру на понижение художественного качества. Кажется, что это часть глубокого системного кризиса.

Александр Калягин : Во-первых, я хочу поздравить своих коллег с Международным днем театра! Театр для нас - главное. И мы стараемся служить театру честно и преданно. Самое важное, чтобы все были здоровы, чтобы были счастливы, успешны, удачливы!

А теперь о грустном. Проблем в театре с каждым днем становится все больше и больше. Но видны они только тем, кто внутри театра. А внешне все чудесно. Фестивалей множество, и наших российских, и международных. И призы, и премии, и награды! Но это как выставочная экспозиция, как красивый фасад, за которым все по-другому, совсем не празднично. В нашей будничной жизни много горьких слез и совсем мало веселья. Ситуация сложная, и нам самим без вмешательства власти не справиться. До сих пор не выработана разумная, пусть даже приблизительная политика развития театрального искусства. Например, в кино, я считаю, какие-то первые шаги уже сделаны - создан Фонд поддержки кинематографии и уже шесть российских кинокомпаний получат финансирование. Как это будет работать, еще неизвестно, но движение уже намечено.

А в театре тишина! До театра нет никому дела. Нет вообще никакой стратегии развития театрального искусства в стране. А как следствие невнятной позиции мы имеем все то, что имеем - очевидный развал театрального дела в России. И, естественно, что проявляется он прежде всего в кадровых решениях, которые чаще всего ошибочны, потому что случайны. Вы говорите о назначении Галибина в Театр Станиславского, но этот театр лихорадит не первый год - за несколько лет, сколько здесь сменилось художественных руководителей, главных режиссеров? Мирзоев, Спивак, Ахрамкова - режиссеры очень разные. Кто проанализировал причины, по которым никто из них не задержался надолго?

Вы не упомянули о прецеденте закрытия Челябинского театра "Манекен". В Челябинск выезжала конфликтная комиссия СТД РФ, встречалась с мэром города Михаилом Юревичем, который с большим сомнением спросил: "А театр что, нужен?" При таком отношении главы города к театру разве может здесь не возникнуть конфликт? Поэтому разгребать все эти ситуации нам приходится все время. И в Карелии были сложности с русским театром, встречались с министром культуры области, искали компромиссное решение. И в Нижний Новгород вылетала конфликтная комиссия СТД РФ. И здесь те же причины. Назначили директора, совершенно нового в театральном мире, не знакомого с его законами. Убежден, что театральный человек сумел бы занять правильную позицию, он бы знал, на каком языке надо разговаривать с артистами, какие определить приоритеты и т.д. А тут еще режиссер Симакин оказался не у дел, почему бы его снова не сделать художественным руководителем, хотя ведь это должно было быть известно, что при его руководстве нижегородский ТЮЗ работал серо, неинтересно. О ТЮЗе заговорили только когда туда пришел Кокорин.

РГ : Союз театральных деятелей может что-то изменить?

Калягин : Мы никого не назначаем, но мы в курсе театральной жизни страны и могли бы что-то подсказать. Это же все очень серьезно, почему не собрать "консилиум", чтобы принять правильное решение.

Буквально на днях мы встречались с губернатором Нижегородской области В.П. Шанцевым, причем по его инициативе. Ему надо было услышать мнение членов конфликтной комиссии СТД РФ, понять отношение театральной общественности к воюющим сторонам, чтобы взвешенно проанализировать суть происходящего. Я думаю, что Валерий Павлинович примет правильное решение. И вот я спрашиваю себя: а если бы Нижегородскую область возглавлял другой губернатор, которому глубоко наплевать на театр?

РГ : В этом году театры оказались один на один с пожарными. Здания старые, годами их никто не инспектировал. А тут взялись сразу за всех. На три месяца закрыли ярославский театр им. Волкова. Разочарованная публика, подорванная экономика, сорванные премьеры.

Калягин : Если бы я был начальником, отвечающим за противопожарную безопасность, то поступил бы точно также. Особенно после трагедии в Перми. Страшно представить, если возникнет пожар во время спектакля, когда в театре полно зрителей. Директор театра обязан нести ответственность за противопожарную безопасность. Но другое дело, что в этой ситуации театр брошен. Кто подумал о том, где он будет работать в это время? Наконец откуда возьмутся деньги, чтобы осуществить все необходимые противопожарные меры? И заботить это должно не только руководство театра, но и руководство города, области, региона. И это тоже часть общей стратегии развития театрального искусства. Вот недавно мы поздравляли пензенский театр с новосельем - два года назад театр сгорел, но его построили! Быстро построили! А почему? Губернатор был озабочен тем, чтобы театр был восстановлен. А другой губернатор этим не озабочен, у него другие приоритеты, и театр здесь будет гибнуть. У нас не прописана ответственность руководителей - среди показателей эффективности нет ни одного показателя, связанного с культурой. Забота о театральной культуре области - это только личная инициатива губернатора, но не его обязанность по сегодняшнему законодательству. Судьба театра в результате зависит от воли человека, поставленного руководить городом, краем, областью, зависит от его желаний, понимания, пристрастий, но так не может быть. Я об этом не раз говорил...

РГ : Многие деятели театра полагают, что уже через год-полтора театры выдавят в зону автономного учреждения, а там они вынуждены будут превратиться в чисто развлекательное искусство. Есть ли надежда на принятие закона о культуре? Можно ли осуществить театральную реформу? Какой она должна, на ваш взгляд, быть?

Калягин : Мне кажется, все очень просто: старая система разрушена, а новая не выстроена. И это везде: в здравоохранении, образовании, и, конечно же, в культуре. "Модернизация" проходит болезненно, особенно в театральной области.

Театры действительно пытаются "выдавить" в автономное учреждение. Хотя вы помните, как упорно СТД РФ боролся против разрушительного, оголтелого реформирования. Тогда мы добились того, что была принята редакция закона об автономных учреждениях с нашими поправками. И один из пунктов был как раз пункт о том, что театр сам принимает решение, становиться ему автономным учреждением или нет. Поэтому я не понимаю, как власти на местах могут насильственно переводить театры в зону автономного учреждения. Но то, что театр "выдавливают" в зону досуга, это, к сожалению, очевидно.

Я давно писал и говорил о том, что театр выталкивают в сферу обслуживания, низводят его роль до обеспечения досуга населению. И связано это не с формой существования театра. Я думаю, что проблема в отсутствии культурного контекста, в котором должен существовать театр. Театр находится в социуме, пусть он трижды - Храм, но его прихожане и служители живут не в изоляции. Вокруг творится кошмар, не буду останавливаться на деталях, вы сами знаете, как мы все вместе катимся в бездну бескультурья. "Весь мир театр, но труппа никуда не годится", - зло пошутил Оскар Уайльд. Вот нужно, чтобы "вся труппа" была на уровне.

Нужно поднимать уровень культуры в обществе, воспитывать культурного человека, создавать еще в детстве культурную среду. Общество, государство, власть должны понять: без культурного человека невозможны никакие инновации, модернизации, современные технологии. Я даже убежден, что коррупция будет развиваться не такими темпами в обществе, в котором культурный климат благоприятен.

РГ : На последней Олимпиаде все вдруг обнаружили падение нашего спорта. Театр, музыка, балет - это искусства, требующие долгих систематических вложений. Не окажется ли совсем скоро, что и в области театра мы - банкроты?

Калягин : А почему вы не говорите о том, как выступили наши паралимпийцы? Они меня просто потрясли, какие молодцы, вот у кого надо учиться! На каком преодолении эти люди живут, какая сила духа, какая сила воли! Вообще на преодолении наш российский человек многого добивается, есть эта привычка.

Я думаю, что и у нашего театра есть эта сила преодоления, воля к выживанию, саморазвитию, самовозрождению. Театр вечен, как сама жизнь, его нельзя окончательно уничтожить. Да, он скатывается на ширпотреб, его выбрасывают в индустрию развлечений, но где-то в это же время делаются художественные открытия. Мне кажется, нам рано объявлять о своем банкротстве. В нашей стране до сих пор любят театр. Может быть, меньше стали читать, но в театр продолжают ходить. И нам нельзя обманывать зрителей. Мы должны дать им другую, новую пищу. Должны! Вопреки всем тем сложностям, о которых мы говорили весь этот час.

Театр