Поставленный неудачной для нас Олимпиадой в Ванкувере вопрос о принципах подготовки отечественных спортсменов к главным соревнованиям четырехлетия до сих пор на повестке дня, причем на самом высшем уровне.
Пожалуй, еще никогда в российской истории спортивные результаты не подверглись столь тщательному разбору со стороны президента и правительства, не вызывали столь бурной общественной дискуссии. Это и неудивительно, ведь итоги выступления нашей команды на последних зимних Играх - худшие за все времена, а сроки проведения домашней Олимпиады-2014 приближаются неумолимо. Избежать провала в Сочи необходимо любой ценой: сегодня в этом едины в России все - спортсмены, болельщики и чиновники.
Впрочем, создается ощущение, что четкого плана по выводу спортивного хозяйства нашей страны из образовавшегося кризиса пока что нет. Много говорится о необходимости дополнительного финансирования ведущих спортсменов страны, об оплате для них лучшего инвентаря, организации дорогостоящих программ тренировок. Однако все это меры в первую очередь тактического характера, с которыми не было проблем и в период, предшествовавший соревнованиям в Ванкувере. Отсутствие материальных проблем в преддверии нынешних Игр отмечало подавляющее большинство спортсменов и тренеров. Государство действительно сделало все зависящее, истратив на подготовку команды к Олимпиаде-2010 беспрецедентные 3,3 млрд рублей. Сопоставимую сумму потратила Канада и выиграла свою Олимпиаду. Однако решить все проблемы одним лишь увеличением финансирования в России не удалось.
Людям от спорта сегодня очевидно, что корни ванкуверского кризиса гораздо глубже. "По нашему мнению, результаты Ванкувера-2010 явились закономерным итогом длительного периода деградации советской спортивной системы и многочисленных экспериментов с системой управления отечественным спортом", - прямо заявляют в своем открытом письме на имя президента России Дмитрия Медведева и председателя правительства РФ Владимира Путина такие отечественные легенды, как Александр Тихонов, Михаил Мамиашвили, Светлана Хоркина, Алексей Немов и многие другие. По мнению специалистов, виной всему система двойного, а порой и тройного подчинения сборных команд, при которых, как это выяснилось после канадского фиаско, по сути никто не отвечал за результат. Получилось, что ответственность на себя взял лишь экс-глава Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, первым подавший прошение об отставке, да несколько глав федерации, которых к написанию заявлений "по собственному" сподвигли недвусмысленные намеки со стороны общественности и даже руководства страны.
Между тем степень ответственности, например главы ОКР, совершенно не очевидна. При существующей системе управления спортом президент олимпийского комитета фактически выполняет лишь представительские функции, не имея возможности как следует спросить с глав спортивных федераций за слабые результаты. Не может вмешаться в ситуацию и министерство спорта, которое покрывает большинство расходов федераций, но благодаря организационной нелепости не в состоянии существенно контролировать их деятельность. Вот и получается, что у побед российских спортсменов оказываются тысячи "отцов", а поражения так и остаются "сиротами".
О пресловутой "вертикали управления" в нашем спорте не может быть и речи. Другими словами, сейчас уже очевидно, что кардинальные изменения системы управления российским спортом уже давно назрели и что реформы необходимо осуществлять незамедлительно. Иначе время будет упущено безвозвратно. "По нашему мнению, прежде всего необходимо четко распределить зоны ответственности каждого спортивного ведомства, - заявляют все те же прославленные авторы открытого письма. - Если в ближайшее время не будут перераспределены полномочия между структурами, участвующими в подготовке к Олимпиаде, то Олимпийский комитет так же, как и ранее, не сможет никаким образом влиять на спортивные результаты, а с федераций нельзя будет спросить за проигранные медали". Эксперты предлагают не "изобретать велосипед", а взять на вооружение модель, используемую во всем мире, когда Национальный олимпийский комитет определяет всю систему подготовки олимпийцев своей страны. Он же дает поручения федерациям, координирует и согласовывает их планы работы, распределяет финансирование. И, что не менее важно, он и только он несет всю ответственность за конечный результат.
А так руководителям нашего олимпийского комитета порой приходится весьма витиевато уходить от вопросов их зарубежных коллег, мало что понимающих в действующей системе подчинения российского спорта. Кстати, как говорят сами сотрудники ОКР, они уже давно хотят перестать быть "свадебными генералами", приезжающими на Олимпийские игры только в силу статуса. Есть в ОКР и головы, и руки, способные реально поработать на страну. Многие сотрудники ОКР, сами являясь в прошлом прославленными спортсменами, обладают уникальным опытом и пониманием спорта. Вот только пока эти знания и умения не востребованы.
Одним словом, "вертикализация" спортивной России напрашивается сама собой - план выглядит хорошим во всех отношениях. Возникает лишь один резонный вопрос: а чем же должно заниматься министерство спорта в этом случае? Но ведь для него остается непочатый край системной работы с массовым спортом, детско-юношескими резервами, пропаганды здорового образа жизни наконец. Важность и необходимость этих направлений деятельности постоянно подчеркивается руководителями всех уровней. И именно успехи в "социальной сфере" в конечном итоге должны будут определять качество работы министерства: при такой структуре скидок на вовлеченность в процесс организации спорта высших достижений можно будет не делать. Ну а заниматься "олимпийским процессом" смогут те самые профессионалы, важность использования опыта которых подчеркивал после Олимпиады в Ванкувере Дмитрий Медведев. И не просто заниматься, но за результат отвечать. Профессионалы ответствены за результат.