Постепенно становятся известны новые подробности обстоятельств затопления южнокорейского патрульного корабля ВМС Южной Кореи "Чхонан". К сожалению, новости неутешительные. Местные журналисты приходят к выводу, что представители минобороны постепенно начинают готовить общественное мнение к тому, что число погибших будет исчисляться десятками.
Место, время и обстоятельства инцидента
Как сообщили в министерстве обороны Южной Кореи, трагедия случилась в Желтом море между южнокорейскими островами Пэннендо и Тэчхондо, ближе к первому, примерно в полутора километрах от юго-западного побережья. Этот район является своего рода морским "анклавом", который вдается далеко на север. От этих островов гораздо ближе до Северной Кореи, чем до Южной, поэтому на островах обстановка всегда достаточно напряженная и на них расквартировано большое количество военных - в первую очередь морской пехоты и кораблей ВМС.
В 21 час 45 минут по местному времени во время обычного патрулирования на корабле "Чхонан" (водоизмещение 1200 тонн, 104 члена экипажа) в районе днища судна, в задней части, недалеко от винтов по неустановленным пока причинам раздался взрыв, после чего моментально выключились двигатели, прекратил работать электрогенератор, корабль начал быстро погружаться кормой. Большинство моряков выпрыгнули с корабля.
В районе инцидента была полная темнота, легкий туман, но погода в целом была нормальной: температура воздуха - 3,6 градуса выше нуля, температура воды - 8-10 градусов, скорость ветра - 2,7 метра в секунду, юго-западный, высота волн - 1-2 метра.
Через три часа после взрыва корабль полностью затонул. Средняя глубина в этих местах составляет 25 метров. Стало также известно, что, пока корабль "Чхонан" тонул, находившийся неподалеку другой южнокорейский патрульный корабль "Сокчхо" зафиксировал на экране радара неопознанный объект и около пяти минут вел предупредительный огонь в сторону объекта. Затем объект исчез с экранов радаров.
Реакция властей Южной Кореи
Через 19 минут после происшествия в 22 часа 04 минуты в министерстве обороны было созвано экстренное совещание. В итоге была сформирована антикризисная группа из 80 человек. Затем прошло совещание правительства с участием представителей силовых ведомств. Председателем был президент страны Ли Мен Бак, который дал указание "сделать все возможное для спасения жизни людей". В связи с отсутствием каких-либо признаков повышенной активности в КНДР было решено не приводить южнокорейские войска в состояние повышенной боевой готовности, ограничившись продолжением наблюдения.
Поисково-спасательные работы и возможные жертвы
Все силы были брошены на спасение людей. На помощь тонущему "Чхонану" пришли шесть кораблей ВМС Южной Кореи, два корабля Службы береговой охраны и два спасательных вертолета. После пяти часов спасательных работ число спасенных составило 58 человек. Учитывая, что по списку на затонувшем корабле находилось 104 человека, число пропавших без вести составило 46 человек.
Сообщается о семи раненых, двое из которых были в срочном порядке доставлены в клинику портового города Инчхона. Местные жители сообщили, что "слышали от военных о том, что есть погибшие". Военные, по словам СМИ, на условиях анонимности подтвердили факт наличия погибших.
Однако еще большие опасения вызывает тот факт, что велико число пропавших без вести. Учитывая, что температура воды составляет лишь 8-10 градусов, то продержаться в ней человек может в среднем три часа, после чего наступает смерть от переохлаждения.
Корейские журналисты стали также отмечать, что постепенно офицеры минобороны стали все больше допускать выражение обеспокоенности по поводу масштабов трагедии. Ряд изданий высказали мнение, что с учетом холодной воды шансов на спасение тех, кого пока не нашли, очень малы, а потому минобороны стало готовить всех к тому, что будет большое количество смертей.
Причины трагедии
Больше всего вопросов и до сих пор неразрешенную главную загадку составляют причины трагедии корабля "Чхонан". Учитывая, что этот район является спорным и здесь неоднократно происходили столкновения кораблей Севера и Юга, причем с жертвами с обеих сторон, взоры обратились в сторону КНДР. Вспомнили также, что буквально на днях Пхеньян озвучил угрозы устроить "непредсказуемое возмездие".
Возможные "северокорейские" версии: атака торпедного катера КНДР, столкновение корабля с северокорейской миной, обстрел корабля северокорейской береговой артиллерией.
Однако у всех версий, связанных с КНДР, пока есть слабые стороны. Район затопления "Чхонана" находился относительно в глубине спорной зоны между двумя южнокорейскими островами. В этих районах всегда много кораблей ВМС Южной Кореи, пространство постоянно контролируется средствами обнаружения, поэтому шансов на то, что северокорейский катер мог сюда проникнуть, очень мало.
Ранее КНДР не использовала морские мины, потому и эта версия не берется за основную. Тем не менее не исключена возможность, что КНДР в целях охраны своих военно-морских баз выставляет морские мины, одна из которых сорвалась со своего обычного места и доплыла до южнокорейских островов.
В начале много говорили про возможный обстрел со стороны северокорейской береговой артиллерии. По неподтвержденным данным, днем артиллерия КНДР проводила стрельбы на расположенных неподалеку полигонах. Но взрыв раздался в нижней части, в районе днища, что невозможно при обстреле береговыми орудиями.
Вспомнили и про то, что другой южнокорейских корабль "Сокчхо" в разгар спасательной операции "увидел" неопознанный объект, заподозрил в нем приближающийся корабль КНДР и пять минут вел из пушек предупредительную стрельбу. Но сейчас военные Юга уверены, что стрельба велась по птицам: большие стаи уже неоднократно становились мишенями и причинами для переполохов, так как на экранах радаров могут выглядеть подозрительно. Подозрительный "корабль" буквально "растворился" на мониторах после начала стрельбы, что бывает, когда рассеивается скопление пернатых.
Среди "внутренних" возможных причин выдвинута детонация боезапаса "Чхонана" или столкновение с подводной скалой. Но про то, что могло спровоцировать взрыв, также полное молчание и неизвестность. Скалы также раньше здесь отмечены не были.
Офицеры министерства обороны Южной Кореи говорят, что у них нет данных, которые бы указывали на причастность КНДР к инциденту, а также свидетельств в пользу других версий. По большому счету, им пока не до этого, так как все силы брошены на поиски пропавших без вести. Отмечается, что первые выводы можно будет делать через сутки, не раньше. Точный ответ можно будет дать, когда доберутся до затонувшего корабля. Однако сделать это будет непросто: погода, как обещают синоптики, может начать портиться, волнение несколько усилится, глубина здесь - 25 метров. На подъем корабля уйдет не менее 20 дней.
Предыдущие случаи затопления военных кораблей ВМС Южной Кореи
Инцидент с затоплением "Чхонана" стал пятым после окончания Корейской войны, когда корабли Юга тонут.
17 января 1967 года - корабль "Танпхо" затонул в Восточном (Японском) море после атаки со стороны корабля КНДР.
22 февраля 1974 года - судно с южнокорейскими моряками и сотрудниками Службы береговой охраны у южного побережья попало в шторм, опрокинулось на волне и затонуло.
Июнь 2002 года - корабль "Чхамсури № 357" в акватории Желтого моря был обстрелян северокорейскими военными катерами и пошел ко дну.
12 октября 2004 года - специальная лодка-катер, используемая для транспортировки бойцов спецназа, возвращаясь после учений на базу, перевернулась на волне и затонула. Инцидент произошел в Восточном (Японском) море.
26 марта 2010 года - патрульный корабль "Чхонан", находясь в Желтом море между островами Пэннендо и Тэчхондо, по неустановленным причинам получил пробоину в задней части днища и пошел ко дну.
Затонувший корабль "Чхонан": справочная информация
Название: "Чхонан" (РСС-772)
Тип корабля: патрульный корабль
Класс: "Пхохан"
Водоизмещение: 1 200 тонн
Длина: 88 метров
Максимальная ширина: 10 метров
Максимальная скорость: 32 узла (57,6 км/ч)
Максимальная дальность похода: 4 000 морских мили (около 7 200 км)
Двигательные установки: 2 дизельных двигателя, 2 газотурбинных установки
Вооружение: противокорабельные ракеты "Гарпун", 6 торпед, корабельные пушки калибра 76, 40 и 30 мм
Экипаж: около 100 человек
Год постройки корабля: 1989 год
Принадлежность: 2-я флотилия ВМС Южной Кореи (штаб в г. Пхентхэк)
Общее число кораблей, аналогичных "Чхонан", имеющихся в ВМС Южной Кореи: 30