В этом году на российских фондовых биржах может начаться торговля иностранными ценными бумагами, считает глава Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов. Но чтобы иностранцы захотели прийти на наш рынок, он должен стать более прозрачным и понятным.
Законопроект об инсайде может быть принят в весеннюю сессию, говорит Миловидов. Но и сейчас ФСФР борется с недобросовестными участниками рынка. В конце прошлой недели служба лишила лицензии две брокерские компании, которые были уличены в манипулировании ценами акций. Это третий случай за все время регулирования российского фондового рынка.
В манипулировании ценами служба заподозрила брокеров из-за неожиданного взлета котировок двух малоизвестных компаний, рассказал Миловидов. При этом объемы торгов были небольшими. И, скорее всего, брокеры искусственно раздували цены на акции. В службу уже поступают жалобы от инвесторов, потерявших деньги из-за манипуляторов. Виновным грозит штраф в размере от 700 тысяч до 1 миллиона рублей, говорит Миловидов. Но возможно и возбуждение уголовного дела, а это уже до 7 лет лишения свободы. Кстати, ФСФР, по словам Миловидова, подготовила законопроект, который ужесточает требования к надежности владельцев брокерский и повышению их ответственности. Кроме того, они обязаны будут раскрывать перед службой структуры собственности и имена конечных бенефициаров. То есть все идет к тому, чтобы за серьезные нарушения брокерских фирм отвечали не только мелкие клерки, но и хозяева бизнеса.
Реальным барьером на пути недобросовестных операций на фондовом рынке станет вступление в силу базового закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", говорит Миловидов. Наказание за инсайд, то есть нелегальное использование какой-либо конфиденциальной информации, благодаря которой можно получить дополнительную прибыль при сделках, существует в большинстве стран. Буквально на днях крупный скандал по этому поводу разгорелся в США: на инсайде были пойманы двое выходцев из России. Если их вина будет доказана, инсайдерами светит до 20 лет лишения свободы либо штраф в 5 миллионов долларов. В нашей стране о специальном законе об инсайде говорят последние лет десять. Его отсутствие является одним из препятствий для входа иностранного капитала на российский рынок - крупные институциональные инвесторы, которые вкладываются всерьез и надолго, требуют четких правил. Проект закона об инсайде, напоминает Миловидов, уже одобрен в первом чтении. Президентом поставлена задача принять его в окончательной версии как можно быстрее.
Этот закон - один из базовых документов, необходимых для превращения России в международный финансовый центр. Между тем "кирпичиком" строительства центра станет и приход иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок. Решение открыть отечественные площадки для зарубежных акций и облигаций было принято еще в прошлом году. И сейчас ФСФР завершает работу над нормативными документами. Появление иностранных бумаг расширит возможности для вложения денег российскими инвесторами, повысится привлекательность отечественного рынка перед зарубежными капиталами. По образному признанию Миловидова, допуск иностранцев - это "консервный нож, который вскрывает российский финансовый рынок и позволяет посмотреть, что там творится". То есть по реакции иностранцев можно будет судить, насколько привлекательны российские площадки, сличить их достоинства и недостатки с зарубежными рынками. По мнению экспертов, первыми на российские биржи могут прийти государственные облигации стран СНГ, а также акции зарегистрированных за рубежом российских компаний.
Развитие российского фондового рынка важно для всей экономики. Кризис показал, что происходит в стране, когда она полностью зависит от иностранных финансовых площадок, поясняет председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексей Тимофеев. Но рынок, говорит он, в свою очередь, повторяет структуру экономики: 65 процентов объема рынка приходится на 10 крупнейших компаний, они же обеспечивают до 90 процентов биржевого оборота. На долю частных инвестиций в общем объеме приходится всего 1 процент вложенных денег, на негосударственные пенсионные фонды - около 1,5 процента, подсчитал Тимофеев.