Подписание нового договора по СНВ состоится 8 апреля в Праге. Однако уже сейчас очевидно, что ратификация этого документа не будет гладкой. Официальные лица России и США пока деликатно обходят эти вопросы в своих комментариях. И говорят о плюсах нового документа.
Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что договор по СНВ основан на принципе паритета и не содержит преимуществ ни для одной из сторон. По его словам, впервые это соглашение устанавливает потолки для стратегических ядерных носителей и для тех носителей стратегического характера, которые будут оснащаться неядерными боеголовками.
"Такая работа в Соединенных Штатах ведется. Поэтому было крайне важно зафиксировать ограничители и на эти виды вооружений. Они включены в общие цифровые параметры", - пояснил глава МИД.
По мнению Лаврова, Россия не может запретить США заниматься разработками в области противоракетной обороны. "Главное, что взаимосвязь этих разработок с количеством и качеством стратегических наступательных вооружений в этом договоре будет четко зафиксирована", - отметил министр.
Он считает, что нарушение оговоренных уровней позволит той стороне, которая эти нарушения зафиксировала, принять собственное решение о том, как дальше быть со стратегическими наступательными системами. Договор не содержит положений, которые облегчали бы Соединенным Штатам разработку противоракетной системы, которая создавала бы риски для России.
Не менее оптимистично оценивают предстоящее подписание договора по СНВ европейские страны и ООН. Евросоюз, МИДы Франции, Германии и Великобритании уже направили приветственные слова в адрес России и США. А генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен вообще заявил, что настало время создать единую систему противоракетной обороны от Ванкувера до Владивостока. Он уточнил, что основную угрозу представляет Иран, чьи ракеты могут долететь до Европы и части России. Таким образом, по его словам, необходима система противоракетной обороны, которая будет включать не только все страны НАТО, но и Россию.
В США к новому договору отношение неоднозначное. "Республиканцы, желающие ослабить позицию администрации Барака Обамы, будут искать в договоре скрытые обязательства. В обмен на свои голоса некоторые из них попытаются получить гарантии ускорения работы над оборонительными системами", - замечает в своей статье сотрудник американского Совета по внешней политике Стивен Сестанович.
Скорее всего, ратификация договора по СНВ все же состоится до конца года. "Я с нетерпением жду начала работы с конгрессом в предстоящие месяцы. Моя администрация будет консультироваться с сенаторами из обеих партий в надежде, что нас ждет сильная двухпартийная поддержка нового договора по СНВ", - заявил Обама.