30.03.2010 00:40
Экономика

Кризисный 2009 год стал для крупнейших публичных продуктовых ретейлеров годом роста

2009-й стал годом роста для крупнейших торговцев продуктами
Текст:  Андрей Яковлев
Российская Бизнес-газета - : №10 (743)
Читать на сайте RG.RU

Кризисный 2009 год стал для крупнейших публичных продуктовых ретейлеров годом роста, который во многом был достигнут за счет развития сегмента дискаунтеров. Они не только не приостановили развитие, но и воспользовались представившимися возможностями для развития своего бизнеса.

По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, крупные по масштабам бизнеса операторы сейчас находятся в наиболее устойчивом положении. На фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры многие усиливают свои позиции. Некоторые лидеры рынка в 2009 году продемонстрировали заметно более высокие темпы роста, чем в более благополучные годы. Большие компании, располагающие достаточными финансовыми возможностями и необходимыми управленческими ресурсами, использовали ослабление конкурентов для экстенсивного роста за счет увеличения рыночной доли.

Ретейлеры заверяют, что снижать темпы не намерены. Так X5 Retail Group ожидает в 2010 году роста примерно на 25%. Компания планирует открыть 7-10 гипермаркетов, 15 супермаркетов и 200-250 магазинов формата дискаунтер. "Магнит" собирается открыть 450-550 дискаунтеров и 25-30 гипермаркетов. "Дикси" намерена открыть около 100 новых точек. При этом руководители сетей говорят, что фактически заявленные планы развития не будут сильно зависеть от того, как быстро начнет восстанавливаться российская экономика.

В продуктовом ретейле сети федерального уровня продолжили экспансию, в том числе и за счет поглощений более мелких сетей. Правда, происходило это с разными темпами - различия в динамике роста вызваны различиями в подходах к финансированию. Те, кто развивался на собственные средства, либо на средства инвесторов, показали больший рост, чем те, кто развивался на заемные средства.

Торговые сети среднего размера сосредоточились в большей степени на повышении эффективности бизнеса. Это выражается и в более внимательном отношении к расстановке персонала, и в мероприятиях, направленных на повышение производительности труда, и в попытках увеличения оборота, и маржинальности. Наблюдается повышение интереса к инструментам, которые способны дать компании немедленный эффект. Это, например, автоматизация управления казначейством, автоматизация бюджетного управления, внедрение BI-систем. Также можно отметить высокий интерес к инструментам повышения доходности за счет более "тонкого" управления ассортиментом и ценообразованием.

Новый закон о торговле практически не повлиял на ситуацию в продуктовом ретейле. Мелкому производителю все так же невозможно прорваться на прилавки сетевых магазинов. Система бонусов также действует.

По словам управляющего партнера компании Management development group Дмитрия Потапенко, ретейлеры нашли способ обойти новый закон. Им достаточно создать логистического оператора, который заключает договор со всеми поставщиками, и торговля уже не розничная, а оптовая, а она не попадает под данный закон. И какая разница, куда вам продавать товар, главное - провести через себя товарооборот. Конечно, у ретейлеров не стояла задача специально обходить закон, просто его положения мешают им работать. Короткая система дистрибуции - это миф, в который поверили законодатели. На Западе, который нам приводили в пример, ее нет, там есть такие же бонусы, обходники и т.д. Дистрибуционная цепочка никогда не будет состоять только из производителя и ретейлера, все равно шесть звеньев в ней было, есть и будет.

Дмитрий Потапенко считает, что мелким производителям и не надо стремиться в сети. По его словам, только в Москве зарегистрировано всего 750 сетевых магазинов, а всего 20 тысяч предприятий розничной торговли. Так что проблемы, куда продавать товар, нет. Стандартный дистрибутор обслуживает обычно 2,5-3 тысячи точек. Надо стараться работать с несетевыми магазинами. Но с ними надо уметь работать. Они хороши, потому что производитель может делать высокую наценку, но при этом нужно иметь всю инфраструктуру - недешевую логистику, торговых представителей, эксклюзивные команды, программы продвижения товара. Для этого у большинства производителей не хватает менеджерского ресурса и финансовых возможностей, потому что все это довольно тяжело наладить. Так что производителям, которые не могут попасть в сеть, нужно объединяться и создать своего дистрибутора. Но этому зачастую мешают внутрикорпоративные интересы. Над этим надо работать, потому что никакой закон тут не поможет, и сети не являются панацеей. Это проблема общая для всего мира. Количество производящих мощностей в мире в 150 раз больше, чем необходимо для потребления, поэтому сложности со сбытом есть и будут.

В антимонопольную службу уже направлена масса жалоб и предложений, которые рассматриваются и могут стать основой для корректировки закона, считает руководитель управления ФАС по контролю за социальными рынками Тимофей Нижегородцев. Закон принимался в условиях большого компромисса. Сейчас обнаруживаются различные неточности или положения, которые требуют объективизации и уточнения. При применения этого закона, а так же по итогам мониторинга его выполнения к осени или к концу года ФАС предложит пакет поправок.

По мнению Максима Клягина, поправки в закон о торговле, которые сейчас готовятся, должны ослабить административное регулирование в торговле до минимума.

Оборот розничной торговли

Динамика продаж продуктов питания

Товары и цены Крупные компании X5 Retail Group