30.03.2010 00:23
Экономика

Евгений Федоров: Почему водоканалы не могут поить россиян качественной водой

Почему водоканалы не могут поить нас качественной водой
Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Федеральный выпуск: №65 (5144)
Читать на сайте RG.RU

У России еще остается возможность узаконить российские нормативы качества воды, в том числе и питьевой, если будет принят соответствующий закон до 1 июля. В противном случае наша страна, согласно требованиям Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, должна подчиниться международным стандартам, которые далеки от российских реалий.

О качестве воды и ценах на нее рассказал корреспонденту "РГ" председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

Российская газета: Евгений Алексеевич, что даст людям новый техрегламент о качестве воды?

Евгений Федоров: В нем будет подробно прописан общий подход к безопасности питьевой воды. Наша позиция заключается в том, чтобы распространить эти требования не только на бутилированную, но и на ту, которая течет из крана.

Если мы эту позицию не согласуем в ближайшее время, получим нормативы ЕС. Но в странах Евросоюза уже на уровне промышленных предприятий более жестко, чем в России, поставлен вопрос экологической безопасности. Там изначально в воду не могут попасть те вредные вещества, которые "плавают" в нашей. И "табу" на них европейские нормативы просто не предусматривают. Им это и не надо. Тогда получится, что, перенимая эти нормы, мы в российских условиях сузим требования к качеству воды, тогда как их, наоборот, надо расширять. Все это депутаты Госдумы должны учесть, принимая техрегламент во втором чтении. Слушания намечены на начало апреля.

РГ: Не секрет, что у нас есть регионы, где водопроводная вода опасна для здоровья. После принятия техрегламента краны придется перекрыть вообще?

Федоров: Проблема в том, что сегодня 90 процентов муниципальных водоканалов не выполняют требования действующих санитарных правил и нормативов на питьевую воду, поскольку у них нет денег на модернизацию оборудования и коммуникаций, которые находятся в плачевном состоянии. В техрегламенте будут установлены необходимые жесткие требования с учетом современной ситуации. Ведь старые нормы и правила по многим параметрам просто устарели. После чего необходимо определить размер финансирования для модернизации оборудования и коммуникаций каждого конкретного водоканала.

РГ: Долго обсуждался вопрос, должны ли производители указывать на этикетке, что разлитая в бутылки вода не из подземного источника, а из крана. Что в итоге?

Федоров: Согласно проекту техрегламента вода из крана не сможет называться минеральной. Бутилированная вода тем и отличается от природной минеральной, что она может изготавливаться из любого "сырья", взятого из озера, реки, водопровода. Но при этом она должна быть безопасной, то есть пройти систему очистки.

РГ: Какими, по-вашему, должны быть тарифы ЖКХ на воду для населения? Пока их рост существенно опережает инфляцию. Недавно Фонд содействия реформированию ЖКХ предложил "заморозить" коммунальные тарифы на три года. Насколько это возможно в нынешней экономической ситуации?

Федоров: "Заморозка" тарифов может не принести желаемых результатов. Владельцы водоканалов даже сегодня, когда тарифы повышаются ежегодно, не заинтересованы внедрять новые технологии, даже если на это есть деньги. Им выгоднее и проще максимум выжать из старого оборудования, а дальше хоть трава не расти. Гораздо эффективнее, на мой взгляд, использовать практику долгосрочного тарифообразования. Например, тарифы для населения можно назначать один раз и сразу на десять лет, но с поправкой на инфляцию. Стабильность дает бизнесу возможность безбоязненно брать долгосрочные кредиты, вкладывать деньги в модернизацию.

РГ: Могут ли в этом случае тарифы уменьшиться?

Федоров: Могут, только не мгновенно. В пример приведу Карелию, где после проведенного ремонта ставка тарифа на водоснабжение снизилась на 5 процентов.

Помимо перехода к долгосрочным тарифам нужно стимулировать переход к установлению двухставочных тарифов. Речь идет о том, чтобы брать фиксированную ставку в виде абонентской платы и надбавки, которая начисляется уже в зависимости от расходов. В перспективе необходимо предоставить потребителям возможность выбирать тариф, например, из нескольких вариантов: более дешевое ночное потребление или диверсификация по сезонам.

Еще одной мерой поддержки населения должны стать социальные нормы потребления, в пределах которых услуги населению будут поставляться по льготным ценам. Это, кстати, касается не только воды. Сверх нормы - устанавливается тариф не ниже экономически обоснованного. Это позволит уменьшить объем перекрестного субсидирования, переложив основное бремя повышения тарифов на обеспеченных граждан, потребляющих много услуг ЖКХ. Пока внедрение такой практики сдерживается низкой долей домов, оснащенных счетчиками.

РГ: Водное хозяйство нашей страны, уверяют эксперты, могло бы зарабатывать, продавая воду другим странам, где ее не хватает. Якобы по доходности это может сравниться с нефтью и газом.

Федоров: У нас, действительно, есть для этого необходимые ресурсы. Недостает лишь инфраструктуры для экспорта воды, прежде всего транспортной. Пока все силы задействованы в экспорте нефти и газа. Такое положение будет сохраняться, пока не изменится баланс в спросе на углеводороды и на воду в пользу последней. Хотя в отношении арабских стран вопрос поставки воды актуален уже сегодня. Так что можно начинать строить водопроводные пути. И такие проекты в бизнес-кругах обсуждаются.

РГ: Как вообще чувствует себя бизнес? Какие законопроекты для его поддержки есть в портфеле вашего комитета?

Федоров: В этом году самые главные вопросы, которые предстоит решить комитету, связаны с малым бизнесом. За 10 лет его относительный объем в экономике России должен быть увеличен в четыре раза. Второе направление общее для всех предпринимателей - сокращение административных барьеров. Надо снять часть ограничений в развитии конкуренции, искусственно построенных государством в 1990-е годы. У нас есть несколько законопроектов, которые запрещают ему вмешиваться в дела бизнеса. Но подробно о них пока говорить рано.

ЖКХ Госдума