Подписано постановление правительства РФ о предоставлении государственных гарантий по облигационным займам для продолжения строительства платной скоростной автомагистрали "Западный скоростной диаметр" (ЗСД). Таким образом, инвестор проекта получил возможность привлекать облигационные займы под госгарантии на сумму 25 миллиардов рублей и сроком до 20 лет.
По сути, гарантиями федерального правительства заручился в первую очередь не частный бизнес, а администрация Северной столицы. Дело в том, что 100 процентов акций ОАО "ЗСД" принадлежит Комитету по управлению городским имуществом (КУГИ).
"Размещение облигаций решит ряд ключевых задач проекта: частные инвестиции будут привлечены в рублях, на длительный период и по наиболее приемлемым ставкам. Это, в свою очередь, позволит ускорить темп строительства автодороги", - уверен председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) региона Алексей Чичканов.
Ожидается, что ценные бумаги ОАО "ЗСД", обеспеченные госгарантией, будут включены в ломбардный список Банка России. В КИСП считают, что в связи с этим они будут представлять значительный интерес для максимального круга инвесторов. Прежде всего для негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и коммерческих банков.
Одновременно с этим предусматривается привлечение в проект крупного инвестора. Ему предстоит завершить строительство, а в дальнейшем осуществлять эксплуатацию дороги. Предполагается, что появление такого дополнительного источника финансирования, как инфраструктурные облигации, поможет ускорить и упростить поиск инвестора и тем самым перейти к следующему этапу реализации этого проекта.
Концессионный конкурс по привлечению крупного инвестора намечен на 2011 год. По мнению Чичканова, после того как объект начнет генерировать доход, он станет более привлекательным для инвестора. "Взимать плату за пользование первыми участками ЗСД планируется с ноября 2010 года. Точную стоимость проезда и объем получаемых доходов от эксплуатации можно будет сказать после окончания расчетов - ближе к началу ввода платы", - сказал глава КИСП.
По словам чиновника, гарантированный правительством РФ объем облигаций может быть реализован в несколько этапов. "Выход на рынок - не ранее лета. Объем еще уточняется. Все будет зависеть от ситуации на рынке", - заявил Чичканов.
Напомним, строительство ЗСД началось осенью 2005 года. Окончательная сдача объекта перенесена с 2013 на 2014 год. В октябре 2008 года открылось движение по участку первой очереди ЗСД. В настоящее время ведутся строительные работы на участке второй очереди. Общая стоимость проекта составляет 212,7 млрд рублей. Из этой суммы 108 миллиардов приходится на средства инвесторов. В июне 2009 года российское правительство приняло решение сократить объем средств, выделяемых из государственного Инвестиционного фонда РФ, с 71,2 до 50,7 млрд. В 2010 году казна региона выделяет на строительство ЗСД 2,6 млрд рублей, из федерального бюджета - 7,3 млрд рублей.
Елена Устинова, директор департамента финансово-экономического анализа Центра развития государственно-частного партнерства:
- Постановление Правительства РФ о предоставлении государственных гарантий по облигационным займам позволит получить гарантии организациям при реализации инвестиционных проектов, в том числе финансируемых с помощью бюджетных ассигнований Инвестфонда РФ, решение о заключении концессионных соглашений по которым было принято до 1 мая 2007 г. В число таких проектов входит строительство платной скоростной автомагистрали "Западный скоростной диаметр" (ЗСД).
Кроме того, в соответствии с федеральным бюджетом на 2010 год правительством предусмотрено 100 млрд рублей на предоставление государственных гарантий по займам организаций, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов. Это позволит другим концессионерам осуществить в 2010 году выпуск облигационных займов для финансирования проектов. Так, например, УК "Лидер" планирует выпуск облигаций для финансирования строительства обхода вокруг Одинцова с выходом на автодорогу М-1 Москва - Минск.
Что же касается планируемого облигационного выпуска ЗСД, то он имеет несколько минусов для потенциальных инвесторов. К ним относятся неопределенность в стоимости проезда и объеме получаемых доходов, а также неопределенность с соинвестором проекта, который будет отобран по конкурсу после выпуска облигаций.
Одно из потенциальных преимуществ - государственный эмитент в виде администрации Санкт-Петербурга и государственные гарантии, позволяющие включить выпуск в ломбардный список Банка России.
Полагаю, на основании первоначального анализа выпуска, что этот проект будет интересен консервативным инвесторам (в первую очередь, пенсионным фондам).