31.03.2010 00:05
Общество

В четверг исполняется 100 лет со дня рождения легендарного летчика-испытателя Сергея Анохина

Завтра исполняется 100 лет со дня рождения легендарного летчика-испытателя Сергея Анохина
Российская газета - Федеральный выпуск: №66 (5145)
Читать на сайте RG.RU

Когда летная медицинская комиссия закрыла перед 54-летним Сергеем Анохиным возможность летать на самолетах, Главный конструктор Сергей Королев пригласил его работать с космонавтами и стать испытателем космических кораблей.

Это был профессионал высочайшей пробы. Летные испытания, выполненные Анохиным, вошли в историю авиации как поистине уникальные. А если уж совсем попросту, то многие из них были просто на грани фантастики. Прежде всего это летные испытания на флаттер, поражающие смелостью и собранностью летчика. Это испытания самых экзотических летательных аппаратов типа "летающего танка" А-40. Это исследования сваливания и штопора разных самолетов. Это преодоление звукового барьера и затягивания в пикирование. Это высотные полеты, дозаправка топливом... За мастерски выполненные испытания крылатого самолета-снаряда "Комета" в 1953 году Сергей Николаевич Анохин был удостоен звания Героя Советского Союза и Государственной премии СССР.

Невероятно, но это так: шесть раз летчик покидал самолеты из-за полного их разрушения! А сколько раз "привозил" дефекты на землю, спасая бесценные машины - горевшие, готовые взорваться, полуразвалившиеся... Однажды буквально чудом Анохин сумел вырваться из казалось бы безнадежной западни на самолете Ту-16ЛЛ, при летных испытаниях экспериментального жидкостного ракетного двигателя. Сложилась такая ситуация, что Сергей Николаевич, как командир, вынужден был дать команду экипажу: катапультироваться! Когда же дошла очередь самому покидать самолет, его катапульта не сработала. Тогда он отстегнул от кресла парашют, вылез через люк второго пилота на фюзеляж, добрался вдоль антенны до крыла и соскользнул вниз. Это спасение стало одной из легенд авиационного мира.

Но случилось и другое. Анохин испытывал самолет на предельные перегрузки. На его глазах машина превратилась в груду летящих обломков. Удар одного пришелся по летчику, выбив глаз и переломав ему руку. Теряя сознание, Сергей Николаевич здоровой рукой дотянулся-таки до парашютного кольца... Дальше госпиталь, мучительные думы: как вернуться в строй? И он нашел выход! Благодаря специальным тренировкам вернул себе нормальное глубинное зрение, столь необходимое летчику.

В войну летчик Маресьев, потерявший ноги, смог вновь встать в строй и летал на протезах. Но летчик-испытатель без глаза?.. Такого в истории авиации еще не было. И Сергей Николаевич Анохин - единственный в мире летчик-испытатель, который не только летал без одного глаза, но и успешно проводил уникальные испытания практически всех новых самолетов. Сверхзвуковых в том числе. Всего на его счету - более 200 типов самолетов!

Вообще вся его жизнь похожа на судьбу самолета, набирающего высоту. Рабочий на железной дороге - водитель автобуса - планерист - испытатель самолетов и, наконец, к сожалению, не состоявшийся космонавт. Если бы не смерть Сергея Павловича Королева, то один из "Союзов" определенно пилотировал бы Анохин. Главный конструктор не случайно пригласил Анохина на работу.

Говорят, что умный человек всегда найдет выход из самых сложных ситуаций, а мудрый никогда в них не попадет. Жизнь показала, что Анохин был и умным, и мудрым. Так что выбор Королева оказался столь же смелым, как и точным. В лице Анохина будущие космонавты получили неповторимого командира - бесстрашного, опытного, умного рыцаря в небе и скромного, мудрого человека на земле.

Пока был жив Сергей Павлович, надежда полететь была у Анохина вполне реальной. Потому он старался ни в чем не уступать своим более молодым коллегам - ни в физических тренировках, ни в изучении и освоении космической техники. Однако после смерти главного конструктора в 1966 году шансы Анохина слетать в космос быстро уменьшились. Но Сергей Николаевич остался верен себе и завет Королева по созданию школы космонавтов-испытателей выполнил достойно. Вплоть до ухода из жизни в 1986 году в качестве начальника летно-методического отдела, а затем и руководителя отряда гражданских космонавтов.

В памяти летчиков-испытателей и космонавтов-испытателей и всех, кто его знал, Сергей Николаевич Анохин остается поистине легендарной, неповторимой личностью - как в авиации, так и в пилотируемой космонавтике.

Отряд космонавтов-испытателей РКК "Энергия", ветераны авиации и космонавтики

Фото - РИА Новости

История