Вчера на очередном заседании столичного правительства шел разговор о том, что еще можно выжать из московской земли, чтобы залатать дыры в бюджете города.
В прошлом году, по словам главы департамента земельных ресурсов Виктора Дамурчиева, она принесла 28,1 миллиарда рублей, что почти на 2 миллиарда больше запланированного. Примерно на столько же, по оценкам ведомства, можно рассчитывать и в этом году. Мэра такая перспектива явно не удовлетворила. "Вы делали расчеты, какая часть территории должна приносить доходы, если исключить из общей площади Москву-реку, дороги и природные заказники?" - задал он вопрос. "37 процентов городской земли облагается налогами и платежами", - прозвучал ответ. В то, что в столице совсем нет земли, с которой должна бы, но не берется плата, Лужков не поверил и потребовал от Москонтроля проверить это.
В перерыве корреспондент "РГ" поинтересовался у Дамурчиева, смогут ли контролеры найти резервы. "Найдут, - не скрыл тот, - 8-10 процентов, то есть в пределах роста доходов, который мы обеспечиваем ежегодно, но не больше". Получается, что к концу 2010 года земля обеспечит поступление примерно 30 миллиардов рублей, или 3 процента доходов городского бюджета. По сути, столица выйдет на уровень докризисного 2007 года, когда впервые доходы от земли у нее перевалили за миллиард долларов.
За счет чего возможен рост? Глава департамента земельных ресурсов ожидает и дальше увеличения спроса на приобретение земли в собственность. В прошлом году благодаря этому Москва продала 166 гектаров земли (144 - юридическим лицам и 22 - физическим) и выручила 4 миллиарда рублей вместо одного запланированного. Как относятся к этому московские власти, которые, как известно, довольно долго тормозили распродажу? "Мы не испытываем изжоги по поводу того, что у нас появилось так много собственников. Политики не пущать нет", - сказал в ответ на это одному из депутатов Мосгордумы Виктор Дамурчиев. "Это вопрос не политики, а экономики, - добавил мэр. - И зависит он от того, что выгоднее. У нас часто получается, что аренда выгоднее. Но происходит это потому, что государством установлены такие налоги. Вот и получается, что, имея 10,5 процента общих мировых резервов земли, Россия не может прокормить себя".
Второй резерв для увеличения сборов за землю - долги, на долю которых сейчас приходится примерно 1,5 миллиарда рублей. Половину из них земельщики рассчитывают собрать до конца первого полугодия. Ну и третий резерв - предстоящая в этом году так называемая актуализация кадастровой оценки земли. Действующая сейчас стоимость участков была утверждена в 2008 году. По федеральному закону она может меняться раз в три года, следовательно, новые цены вступят в силу с
1 января 2011 года. Значит ли это, что московская земля еще подорожает? "Совсем не факт, - уверяет Виктор Дамурчиев. - Какие-то участки действительно подорожают - там, где к примеру, к ним подошла новая дорога или проведены городские коммуникации, а какие-то, напротив, подешевеют".
Впрочем, даже для того, чтобы собрать плату за землю на уровне прошлого года, столичным чиновникам придется попотеть. Дело в том, что еще в первый кризисный год столица растеряла почти половину инвесторов. Сейчас их отток приостановился, и город озабочен тем, как вернуть ушедших. Усилия сейчас направляются на упрощение как покупки земли, так и получения ее в аренду. С помощью "одного окна" за прошлый год уже удалось сократить сроки оформления всей документации при этом со 105 до 60 дней. Но мэр считает и этого недостаточным. Он потребовал сделать ставку на электронизацию всей работы, что избавит потенциального инвестора от ходьбы по департаментам, так как, пользуясь электронными базами друг друга, городские ведомства способны согласовать все вопросы без него. А более широкое внедрение достижений науки и техники, в частности системы ГЛОНАСС и беспилотных летательных аппаратов, должно помочь более эффективно контролировать использование земли в городе и быстрее размежевать участки, в том числе и для многоквартирных домов, чего давно ждут столичные ТСЖ.
Что еще важно? Как бы ни нуждалась в деньгах столица, арендные и налоговые льготы, которыми в настоящее время пользуется 15 процентов промпредприятий, 90 процентов социалки и весь малый бизнес, правительство Москвы отменять не собирается. Теряя на этом из бюджета 5 миллиардов рублей, город сохраняет рабочие места и тормозит рост безработицы. А это, подчеркнул мэр, было и остается для столичных властей приоритетом номер один.