01.04.2010 22:38

Режиссер Тофик Шахвердиев о том, почему растет агрессия молодежи

Режиссер Тофик Шахвердиев о том, почему растет агрессия молодежи
Текст:  Адиля Зарипова
Читать на сайте RG.RU

Внук поднял руку на деда-героя. Четверо подростков шокировали всю страну, выложив в Интернете ролик с издевательствами над пожилой учительницей. В виртуальном мире среди подростков развернулась настоящая война: эхом взрывов, прогремевших в Москве и Кизляре, звучат угрозы "Мы вас найдем!", "Ответите за все!", которыми молодые представители разных народов России осыпают друг друга в социальных сетях. О причинах и последствиях агрессии, в которой растет новое поколение, наш разговор с режиссером документальных фильмов "Надувные шарики", "Два мальчика, которые не пьют", "Убить человека" Тофиком Шахвердиевым.

Российская газета: Внук убивает деда из-за медалей, ученики бьют учителя. Любые слова здесь кажутся лишними. И вопрос только один: почему?

Тофик Шахвердиев: Все это проявления болезни, которую мы наблюдаем повсеместно. Почему это происходит? По той же причине, по которой я каждое утро на Комсомольской площади, подходя к метро, перешагиваю через семь-восемь, а то и десять тел. Перешагиваю, как и тысячи других прохожих, даже не задумываясь, что это за тела, что случилось с человеком - он пьян, мертв, может, просто плохо стало. Это нарушение и разрушение норм человеческих взаимоотношений. В нашем обществе искривлены все показатели - моральные, экономические, социальные. Мы даже не слишком удивляемся, услышав очередную мерзость - просто не ждем от общества ничего позитивного. Я могу вспомнить и хороших людей, и доброту человеческого общения, но это только отдельные случаи. Посмотрите, ничто хорошее не объединяет нас - исчезли бардовские песни: нет Окуджавы, нет Высоцкого, нет Визбора, нет даже намека на то, что в новом времени появится такой живой народный голос. У дня сегодняшнего нет песен, которые люди могли бы подхватить и петь вместе. И все потому, что нет нормального, естественного человеческого развития. Подростки растут, мечтая о богатстве и успехе и твердо зная, что богатый и успешный значит плохой. У нас мало примеров успешности достойной, заслуженной, они есть только в культурной среде, среди людей талантливых. Но только тогда, когда в обществе у каждого есть возможность честно заработать на свое благополучие, рано или поздно выстраивается и уважение младших к старшим, и щедрость, и желание помочь.

РГ: Бедная учительница стала жертвой, потому что была слабейшей в иерархии, где все решают деньги?

Шахвердиев: Не ищите идеологии в проступках малолетних. Это дикость, подобная той, что мы наблюдаем у скинхедов. Подростки, которые с удовольствием хватаются за биту, делают это чаще всего не из ненависти к инородцам. Главное для них - дать выход своему садизму, стремлению глумиться над людьми. И нелюбовь к приезжим - это просто способ оправдаться.
 

РГ: Сегодня в виртуальном пространстве развернулась настоящая война. Подростки делятся на группы по национальности и отправляют угрозы "чужим", которые, как они считают, виновны во всех бедах. Как остановить волну ненависти, чтобы она не вышла за пределы Интернета?

Шахвердиев: Совсем недавно я закончил работу над своим новым фильмом "В поисках ваххабитов в горах Дагестана". На съемки в Дагестан все знакомые провожали меня с ужасом - там что ни день, то теракт, что ни человек, то разбойник. Но я не задерживался в крупных городах и отправился в горы, где снимал простых крестьян. Насколько же эти люди нравственны, щедры, деликатны! Все потому, что они оторваны от мира, живут своими законами, говорят на своем языке. Это особое, естественное существование вырабатывает чудные отношения между людьми: каждый получает то, чего достоин. Если человек - знаток своего дела, добросовестно трудится, хорошо относится к соседям, он никогда не узнает унижения. Эти люди дагестанцы, но немыслимо даже заподозрить их в ненависти к другим народам. Оказывается, для них Москва такая же "горячая точка", как для нас Дагестан, и они так же горячо ненавидят террористов, как и все мы. Работать над этим фильмом я начал задолго до взрывов в метро, но именно с целью противостоять растущей волне национальной ненависти: показать людям, что нет такой нации - бандиты, что все мы - простые труженики - хотим мирной жизни. Многие молодые москвичи сегодня вовсе уверены, что Дагестан - другая страна, судят о целом народе по разбойникам и бездельникам. Они устраивают виртуальную войну, потому что не ощущают, что от них хоть как-то зависит жизнь страны, и потому вершат собственный суд.

РГ: Пугает и то, что убивать "чужих" призывают не только бритоголовые, а пожилую учительницу истязают не аморальные дети мегаполиса - провинциальные подростки, семейные, не детдомовцы, не беспризорники...

Шахвердиев: Когда я снимал фильмы о детях, то понял, что по сути большинство жителей нашей страны - беспризорники. Мы люди, не имеющие своей собственности, не имеющие корней, не уверенные в будущем, без надежды когда-нибудь выкарабкаться из этого состояния. Родителю-беспризорнику трудно воспитать в ребенке уважение к моральным нормам, каким-либо понятиям или фигурам. Вслед за старшими ребенок видит вокруг жестокий, враждебный для него мир, он растет за двойными железными дверями, постоянно слыша, что соседи воруют, чиновники обманывают, что побеждает тот, кто подл и жесток. Подлость подается как норма жизни. В такой среде нет места святости.

РГ: Удивляет и то, что дети даже не пытались скрываться - наоборот, с гордостью выложили свое "кино" на всеобщее обозрение. Неужели настолько были уверены в безнаказанности? Или решили стать "звездами" любой ценой?

Шахвердиев: Ролик в Интернете делает этих подростков особенными, он выделяет их из массы других, которых вы встретите в любой школе, в любом городе. Я убежден, что никакой идеи, осмысленной цели у малолетних садистов не было, а "кино" - это просто ребячество. Они сделали это из детскости, из баловства. Случайность, что благодаря этой глупости о произошедшем стало известно, будь подростки потрусливее, остальные молчали бы как и раньше. Я убежден, что на самом деле подобных случаев - издевательств и глумления - по стране сотни, даже тысячи. Хотели ли они стать "звездами", гордились ли? Вероятно, хотели заслужить авторитет в своей среде.

РГ: Снимая фильм "Убить человека" о девочках, осужденных за убийство, замечали ли вы у них чувство гордости за свое преступление?

Шахвердиев: Авторитет девочки-убийцы в колонии, конечно, выше, чем, скажем, у мошенницы. Но я сомневаюсь, что они гордятся содеянным и будут говорить о своих "достижениях" вне криминальной среды. Страшно другое: у подростка, прошедшего через колонию, практически нет шансов сойти с кривой дорожки. Он попадает в криминальный мир еще совсем юным, а освободившись, не имеет ни образования, ни профессии. Подростков-преступников, даже тех, кто был наказан, весь мир толкает на то, чтобы снова нарушить закон.

РГ: Преступление подростков в Шелехове, конечно, не должно остаться без внимания. Но не спровоцирует ли других чужая слава?

Шахвердиев: Не нужно искать причины эпидемии жестокости в роликах, чужой славе, фильмах или играх. Убежден, что поступок этих подростков не станет для других примером. Те, кто, услышав о случае в Шелехове, решит и сам "позабавиться", рано или поздно сделает это все равно, даже не зная, что кто-то где-то уже прославился. То, что происходит в детском мире, - это отражение мира взрослого, в котором каждый излом выглядит еще откровеннее и страшнее.