День единения народов Беларуси и России обусловлен, как известно, многими взаимосвязанными факторами. Одно из главных связующих звеньев российско-белорусского единения - транспортная система. Напомним, российско-белорусские магистрали включены Евросоюзом в реестр стратегических артерий и общеевропейской, и мировой торговли. Но в полной ли мере используются транзитные возможности Союзного государства?
Судя по решениям недавнего заседания союзного Совета Министров в Бресте, в этой сфере предстоит сделать многое. А именно создать эксплуатационно дееспособную и экономически высокорентабельную единую транспортную систему. Этот проект включен в перечень союзных приоритетов.
В эти праздничные события вписывается и наша общая история, вспоминается четкое взаимодействие транспортных ведомств и магистралей РСФСР и Белорусской ССР в первые дни Великой Отечественной войны. Через месяц мы вместе, россияне и белорусы, будем отмечать юбилей Победы над фашизмом.
В первые месяцы войны потребовалась срочная эвакуация белорусских предприятий, других объектов и населения в глубинные регионы России. Эвакуация шла через территорию всей России. Было это сделано слаженно, в беспрецедентно кратчайшие сроки. По исследованиям Георгия Куманева, директора Центра военной истории России РАН, и других историков, уже 24 июня 1941 года была создана белорусская комиссия по эвакуации во главе с председателем Совнаркома БССР И. Былинским. Только из Гомельского региона ежедневно уходило в тыл до 250 вагонов с эвакогрузами, причем для вывоза оборудования "Гомсельмаша", паровозо-ремонтного и станкостроительного заводов Гомеля требовалось более 2500 вагонов и платформ. Они прибывали туда из РСФСР строго по графику.
18 августа 1941-го в докладе Председателю Госкомитета обороны СССР И. Сталину руководитель Компартии Белоруссии П. Пономаренко отмечал: "Все наиболее значительные 83 предприятия Белоруссии эвакуированы полностью, в том числе станкостроительные заводы "Гомсельмаш", очковая фабрика, паровозо-ремонтный завод, Могилевский авиазавод, Оршанский льнокомбинат, Кричевский цементный завод, труболитейный завод, судоремонтные мастерские (с Березины, Днепра и Днепровско-Бугского канала. - Прим. автора). В тыловые районы удалось вывезти более 16,5 тысячи единиц ценного технологического оборудования, 842 тонны цветных металлов, более 3400 вагонов готовой продукции, свыше 2130 вагонов металлолома, 44 765 тонн зерна, 600 тысяч голов скота, 4 тыс. тракторов, 400 комбайнов, 150 зерномолотилок...".
По другим данным, из Белоруссии за 23 июня - 6 июля 1941 г. были эвакуировано - в Россию и через Россию - минимум один млн человек и 109 заводов. Они разместились в основном в Коми-Печорском, Волго-Вятском регионах и на Урале. Эти предприятия в тыловых регионах вскоре начали давать продукцию для фронта и тыла. А в 1944-1945 гг. те же предприятия, в большинстве своем, были "возвращены" в Белоруссию через Россию.
Словом, уже в первые военные дни 41-го проявилась мощная роль российско-белорусского единения. В данном случае - взаимопомощи российских и белорусских транспортников в неимоверно тяжелых условиях. А ныне в основном те же артерии используются и будут использоваться в перевозках внутри Союзного государства и в евроазиатской торговле. В том числе - в проекте транспортного коридора Брест-Владивосток.